09.02.2022, 08:16

Визит дамы из Стокгольма

На прошлой неделе детский загородный лагерь «Солнечный» посетила журналист-международник редакции телевидения Швеции Элин Йонссон. Почему стокгольмскую даму заинтересовал ЗОЛ из глубинки? И что она надеялась увидеть в его зданиях среди зимы?
Визит дамы из Стокгольма

Тридцать лет тому назад юная Элин попала в «Солнечный» из-за политического катаклизма в России. До недавнего времени она не знала, где именно находится лагерь, который когда-то приютил ее на несколько дней… Но обо всем по порядку.


Было очень страшно

Элин Йонссон приехала в Советский Союз в 1991 году по обмену – тогда школьники из разных стран менялись семьями на длительный промежуток времени. В Москве все нравилось девушке, русские приемные родители были добры, жизнь текла своим чередом. Но вдруг грянул путч. Как уберечь иностранку от его последствий? Отправить подальше от Москвы. И вот уже Элин вместе с незнакомыми людьми едет в автобусе прочь из столицы. Куда? Не знает, поскольку русский язык еще не выучила.
– Было очень страшно, – рассказывает журналистка. – Автобус выбирался из столицы, навстречу ему грохотали гусеницами танковые колонны. Вибрация была такой, что в автобусе разбились стекла… А в конце нашего пути – вдруг лес. Тоже сначала шок.
Лагерь «Солнечный» встречал всех приветливо. Тут-то Элин узнала, что среди 640 других детей попала она на Всесоюзный слет клубов интернациональной дружбы. Такие слеты стали здесь традиционными с 1971 года, когда ковровчане принимали первых иностранцев – чешских друзей из города-побратима Либерца.
Визит дамы из Стокгольма

Россия ее глазами

Теперь, через тридцать лет и полжизни, представители ЗиДа устроили для Элин экскурсию по лагерю, и она узнавала приметные места, вспоминала, как весело было на лагерных дискотеках, как выступали талантливые дети, и как ребята и взрослые в то голодное время угощали ее вкусностями.
– В лагере стояли огромные колонки, откуда обычно звучали громкие марши, советские песни. Но в те тревожные дни кто-то постоянно переключал на радио. Людям было интересно, что творится в стране. Я понимала, что сейчас происходит что-то важное, но, к сожалению, не более того.
В дальнейшем Элин связала свою судьбу с нашей страной (училась в МГУ, работала в разных российских изданиях спец. корреспондентом шведского радио и телевидения), а толчком к журналистской деятельности послужила та ее первая поездка к нам. Вернувшись после путешествия домой, она узнала, как в Швеции трактуют российский переворот и все связанное с ним. Трактовка не понравилась. Отправляла возмущенные письма корреспондентам, редакторам шведских изданий. А они, в свою очередь, попросили Элин писать статьи «о России своими глазами».

В кадре – «Солнечный»

У журналистки сохранилась единственная фотография, сделанная в лагере «Солнечный». И она знала, что находится он, скорее всего, во Владимирской области. По фото не получилось найти лагерь. Позже Элин обнаружила среди своего архива бейджик с логотипом «Солнечного», он и помог.
Не только ностальгия по ушедшей юности двигала Элин Йонссон. Журналистка решила снять трехсерийный документальный фильм на основе собственных дневниковых записей, а также интервью с людьми о том, чем был важен год 1991-й, как период девяностых повлиял на их жизнь. Первая серия – в политическом аспекте, вторая – в экономическом, третья – о связи дня сегодняшнего и дня вчерашнего.
Элин уже взяла интервью у советников Горбачева, договаривается по поводу встречи с особами, знавшими Ельцина. Ну и, конечно, пригласит к съемкам приемных маму и папу из Москвы, опросит старых друзей, которые в девяностые начали заниматься бизнесом. Журналистке хотелось бы поговорить с нынешними членами правительства, заявки подавала несколько раз. Но пока нет ответа.
Она планирует, что ближе к лету фильм появится на шведском телевидении. Вероятнее всего, в кадре не раз промелькнет и «Солнечный». Причем зимний. Из-за пандемии коронавируса журналистке с оператором сложно было попасть в Россию летом, когда лагерная жизнь кипит.
О. АРТЕМЬЕВА


Оставить комментарий