18.02.2022, 08:00

А что, так можно было?

Ковровчанин купил товар за 60 тысяч рублей, а сдавая его по гарантии, получил возврат уже 120 тысяч. Как такое возможно и о чем должны знать все покупатели, чтобы не понести убытки?
А что, так можно было?

Год назад местному жителю понадобилось купить двигатель на автомобиль «газель». В Коврове подходящих не нашлось, поэтому решил поискать в интернете. На одном из сайтов в Екатеринбурге оказалась нужная для него модель. Стоимость товара на тот момент составляла 60 тыс. рублей. Мужчина перевел деньги и стал ждать посылку.
Автовладельцу несказанно повезло – продавец попался добросовестный. Другой ковровчанин, который также заказывал двигатель из интернета, остался и без денег, и без товара. Нашему герою и запчасть пришла в целости и сохранности, и документы на нее, в том числе и гарантийный талон на 1 год.
Спустя несколько месяцев эксплуатации нового двигателя автомобилист заметил, что «газель» стала хуже ездить. В автосервисе, куда мужчина обратился за советом, сказали, что проблема в моторе. Ковровчанин написал о проблеме продавцу. Тот достаточно быстро ответил и сообщил, что готов провести независимую экспертизу и даже оплатить отправку двигателя транспортной компанией. Газелист съездил в сертифицированный сервис, где ему сняли двигатель и выдали соответствующую справку, и отправил запчасть обратно в Екатеринбург.
Вскоре покупателю пришло письмо, что двигатель отправили на завод-изготовитель, и там брак признали заводским. В соответствии с законом о защите прав потребителей в таком случае полагается либо сразу заменить товар на аналогичный, либо вернуть покупателю деньги. Но вот с момента получения результатов экспертизы прошло уже три месяца, а продавец так ничего и не сделал.


Пришлось «пободаться»

Не дождавшись от продавца каких-либо действий, покупатель обратился к юристам. Ему помогли составить претензию, в которой требовали предоставить покупателю новый двигатель, и отправили ее продавцу. Тот сообщил в ответе, что с тем заводом больше не работает, и предложил вернуть деньги.
«Мы были не против возврата средств. Но дело в том, что автовладельцу в любом случае нужен был новый двигатель. К тому моменту, как продавец согласился вернуть деньги, стоимость запчасти на рынке составляла уже не 60, а 120 тысяч рублей. Если бы ему вернули 60 тысяч, он бы не смог на них ничего купить. К тому же, он оформлял кредит на эту сумму, и на момент обращения к продавцу еще выплачивал его. Мы написали предпринимателю, что потребитель понес убытки, и потребовали вернуть не стоимость двигателя по чеку на момент покупки, а стоимость аналогичного двигателя на данный момент», – пояснила юрист Ольга Егорова.
И продавец вроде бы не отказался, но и выплачивать стал как-то странно. Сначала отправил 6000 рублей, потом 10 000. Он аргументировал это тем, что переживал, якобы деньги поступят не на тот счет, что покупатель может что-то недополучить. Уставший от этого ковровчанин обратился в суд. Для этого он сделал скриншоты всех переписок с продавцом, а также обратился к оценщику, чтобы посчитать актуальную стоимость нового двигателя. На момент подачи искового заявления продавец уже перечислил покупателю 60 тыс. рублей (стоимость двигателя на момент покупки). И теперь мужчина требовал доплатить ему разницу до стоимости нового аналогичного двигателя.
Сначала продавец никак не соглашался с исковыми требованиями, но потом, поняв, что может понести еще больше убытков, оплатив еще множество экспертиз, штраф, неустойку, услугу представителя истца, пошел на мировую и выплатил покупателю требуемую сумму.

Знание – сила

Как оказалось, так может сделать абсолютно любой покупатель с любым товаром, возвращаемым по гарантии. Как пояснила юрист Ольга Егорова, в соответствии с п. 4 ст. 22 закона о защите прав потребителей, при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования, или на момент вынесения судом решения (если продавец отказывается добровольно урегулировать спор).
То есть, если вы купили сапоги за 5000 рублей, они сломались до истечения гарантийного срока, вашего размера в наличии уже нет, а аналогичные сапоги другого размера стоят уже 8000 рублей, то продавец обязан вам вернуть именно эту сумму.
Но здесь важно установить, что товар сломался не по вашей вине, а по вине продавца или изготовителя. В противном случае никто вам ничего возвращать не обязан.
Кстати, если, например, те же сапоги на момент возврата по гарантии будут стоить, наоборот, дешевле (не 5000, а 3000 рублей), то продавец не имеет права возвращать меньше. Он обязан будет выплатить вам все по чеку.

А что, так можно было?


М. САФРОНОВА

Оставить комментарий