25.02.2022, 08:00

Первый шаг к Каиссе

В начале апреля в нашем городе состоится спортивное событие, которое, возможно, не будет популярным у широкого круга болельщиков, однако значимость его в перспективе трудно переоценить. Это – первый турнир по шахматам среди дошкольников, который так и называется: «Первый шаг к Каиссе».
Первый шаг к Каиссе
(Фото из архива Андрея Дубова)

Шахматы – это и вид спорта, и интеллектуальная игра, и отличный «тренажёр» для развития самых разнообразных навыков и талантов, особенно у детей. Почему это так, когда можно начинать учить ребёнка игре в шахматы и как будет проходить «дошкольный» турнир, «Ковровские вести» узнали у педагога Дома детского творчества Андрея Дубова.
Первый шаг к Каиссе

За досками – только малыши

– Андрей Витальевич, расскажите, как появилась идея турнира и как он будет проходить?
– Его инициатор – городское управление образования. А директора ДДТ Эльвиру Вадимовну Щурилову и меня попросили помочь: продумать формат, написать положение, определить время. Ну, и провести его в нашем Доме творчества. Он назначен на 2 апреля, и мы, организаторы, уже сейчас готовимся ежедневно, а у будущих участников есть время «подрасти» в шахматном плане.
Заявку уже сформировали – в ней 50 малышей от 5 до 7 лет. Это, пожалуй, максимум, при котором мы сможем организовать соревнования на хорошем уровне и достичь главной цели: повысить популярность шахмат среди детей и их родителей, помочь ребятам за 1-2 игровых дня узнать много нового и познавательного.
Думаю, соревнования будут интересными, но очень трудными. Для 85% детей это первый турнир, многие впервые столкнутся с необходимостью соблюдать правила шахматных состязаний. Наверняка все будут переживать, не обойдётся без ошибок, слёз и обид – хотя мы, конечно, постараемся обеспечить максимально щадящий режим. Наша главная задача – чтобы ребёнок после соревнований к шахматам не остыл, а захотел ещё больше заниматься. Для этого во время турнира будем много общаться и с детьми, и с родителями, организуем для них мастер-класс. Обычно именно папа или мама начинают учить малыша играть и лучше всех знают, как не «погасить» его интерес, какой объём информации он может усвоить, в какой момент сделать занятие более интенсивным, а когда сделать паузу – а мы поможем им системно выстроить эту работу. Надеюсь, что многие ребята после соревнований придут к нам в объединение, чтобы учиться шахматам дальше.

С детства – и на всю жизнь

– С точки зрения взрослого человека, дети 5-7 лет не очень различаются – они малыши. А в плане шахмат? Не трудно ли будет самым маленьким соревноваться с теми, кто постарше? И в каком возрасте можно начинать учить ребёнка играть в шахматы?
– Да, два года в таком возрасте – это огромная разница, и не только с точки зрения шахмат. Но 7-летних участников мало, а 5-летние в принципе могут соревноваться с 6-летними – хоть им это и будет трудно. Многое зависит от уровня подготовки. Турнир будет проходить по швейцарской системе – чем лучше ты играешь, тем сильнее соперник тебе достаётся. На первый день запланировано четыре тура, во второй – три, и на них останутся только самые сильные – думаю, человек 15. Девочки и мальчики будут играть отдельно.
Что до возраста, в котором можно учить ребёнка играть, – начинать можно и с 4-х лет, но оптимальный возраст для групповых занятий в объединении или секции – 6-8 лет.
– А вы помните день, когда начали играть в шахматы?
– Да, и очень хорошо. Научил меня отец, буквально за один вечер, придя однажды с работы. Мне было лет 6-7, ещё дошкольник. Но в то время, кажется, в шахматы играли все: мои сверстники – одноклассники и соседи, ребята во дворе. Я рос во Владимире, и у нас при доме была специальная комната, куда мы могли спуститься и поиграть в разные игры, в том числе в шахматы. Играли родственники, когда приходили к нам в гости – особенно хорошо помню фронтовика дядю Колю: он всегда садился со мной за шахматы и приговаривал, что они обязательно мне пригодятся. Так и вышло. Заложенная в детстве любовь продолжается всю жизнь.

Учитель и педагог

– Как вы стали учить детей шахматам?
– Тут есть элемент случайности. Я по профессии учитель русского языка и литературы – после окончания Владимирского пединститута стал работать в Коврове в 13-й школе и вёл с ребятами после занятий неформальный кружок – играли в шахматы, шашки и даже в футбол. И директор школы, Владимир Викторович Героенко, попросил меня подготовить команду из трёх человек на городские соревнования «Белая ладья». Мы с ребятами за две недели подготовились, пришли в Дом детского творчества... В общем, с одной стороны, мы оказались мальчиками для битья, а с другой – всё-таки показали, что кое-что умеем. И сделали главный вывод – надо готовиться не за две недели, а пораньше. Начали тренироваться сразу, как только закончились эти соревнования. На следующий год мы заняли уже третье место, а ещё через год – первое. И директор предложил мне вести уже официальный шахматный кружок. А в 1999 году в меня поверила директор «Гелиоса» Ольга Николаевна Слуцкая и пригласила вести занятия в детском клубе «Юность» – я до сих пор там работаю. Для меня это «намоленное» место, и ребята приходят удивительные.
Чуть позже я перешёл из 13-й школы в интернат № 1 – меня туда позвал Андрей Викторович Пузанов. Тогда много говорилось, что в школах надо ввести обязательный урок шахмат, и я тоже был среди тех, кто развивал эту тему. И вот одними из первых в России мы стали вести уроки шахмат – правда, не в начальной школе, а в 5-7 классах. И я видел, как этим детям, которые надолго оказались оторванными от семьи, пережили какую-то беду, шахматы помогают и в образовании, и в дальнейшем в жизни. А в 2010 году директор ДДТ пригласила меня вести детское шахматное объединение.
Первый шаг к Каиссе


Партия как текст

– Вы сказали, что шахматы помогают в образовании и в жизни. Как это происходит?
– Считается, что шахматы развивают логику. Это так, и логика действительно очень важна для образовательных компетенций. Но шахматы также воспитывают характер, развивают память, мышление, воображение, усидчивость и речь. Ведь речь и мышление взаимосвязаны. Работая учителем русского языка, я заметил, что шахматы помогают детям, и не только раннего возраста, но даже старшеклассникам правильно выражать мысли, строить текст. Да, шахматисты молчат во время игры. Но у них идёт напряжённый мысленный диалог с противником. Ты понимаешь, какие вопросы задаёт соперник, пытаешься на них ответить, предвидеть его действия, просчитывать на несколько ходов вперёд и отвечать за каждый шаг. И главное, ты каждый ход воспринимаешь как часть всей партии, общего замысла. Так что любая шахматная партия – это своего рода текст, только его создаёт не один человек, а двое.
Если в объединении появляются дети, которые начинают показывать хорошие спортивные результаты, я рад этому, помогаю им, создаю условия, но для меня это не главное. И цели «сделать чемпиона» у меня нет, поэтому я не люблю слово «тренер». Я педагог, и для меня главное – воспитание и образование. Даже если ребёнок не будет чемпионом, шахматы ему всё равно очень много дадут в плане развития способностей, которые заложены природой.
И я очень рад, если шахматы остаются с ребёнком на всю жизнь. Ко мне в объединение по выходным часто приходят бывшие ученики – взрослые, семейные – играют сами, рассказывают, как учились 15-20 лет назад, что-то подсказывают. И, конечно, они учат шахматам своих детей. Вот эта преемственность для меня – самое главное.
Записала Ольга АБРАМОВА




Оставить комментарий