26.03.2022, 14:00

Контроль для умных счетчиков

Вот уже девять лет, как в частном секторе Коврова на опорах ЛЭП работники Горэлектросети начали устанавливать умные электросчетчики. Однако у подавляющего большинства собственников домов все еще нет пультов, которые предназначены для контроля потребления этой самой электроэнергии. Почему так вышло?
Контроль для умных счетчиков
(Фото предоставлено Горэлектросетью)

Срочно требуется пульт!

В редакцию «Ковровских вестей» среди прочих ковровчан обратился житель Текстильщика.
«Приблизительно два года назад по нашему микрорайону на столбах линии электропередачи были поставлены так называемые «умные счетчики» электроэнергии. Находятся они на недосягаемой высоте для человека без специального оборудования. Все знают: нужны они для того, чтобы предотвратить хищение электроэнергии хозяевами частных домов. «Умные счетчики» от каждого дома передают данные непосредственно в Горэлектросеть (РЭС) без нашего участия, автоматически. Наши домовые счетчики, с которых мы списывали показания, для этого теперь не нужны.
При установке новых приборов учета было обещано снабдить собственников домовладений специальными пультами. С их помощью мы следили бы, сколько киловатт у нас нагорает за месяц, и могли бы в случае большого расхода электроэнергии умерить свои аппетиты.
Но до сих пор пульты не выданы, хотя после установки счетчиков и подписания актов прошло много времени. Поначалу наша семья не особенно обращала внимание на расход электроэнергии и соответствующие суммы за нее, поскольку зарплаты хватало. Теперь мы с женой оба на пенсии – и сами понимаете… К тому же народ поговаривает, что эти умные счетчики часто выходят из строя, веры им нет.
В общем, три месяца назад я написал заявление в Горэлектросеть по поводу выдачи пульта, отнес его лично на проходные. Попутно выяснил, что в учреждении лежит целая пачка таких заявлений. А каков результат? Все последние три месяца сотрудники Горэлектросети кормят меня завтраками».

Ожидайте…

Как пояснил нам начальник отдела учета РЭС Олег Кутяков, пульт (или модуль удаленного доступа) не идет в комплекте с прибором учета. Если потребитель услуги хочет иметь пульт, то он обязательно должен написать заявление в РЭС. Его выдадут бесплатно, но не сразу. Регистрирование в системе модуля удаленного доступа идет обычно 2-3 недели. Большую часть этого времени занимает проверка пульта на работоспособность. Если он исправен и работает как надо, потребителю позвонят с предложением его забрать. Если с пультом возникли проблемы, тогда его придется ждать дольше.
К сегодняшнему дню умными счетчиками охвачено 80% частного сектора Коврова. В Горэлектросеть постоянно поступают заявления на модули удаленного доступа, доля выданных составляет 30%. Пульт работает от розетки. Энергетики советуют его не отключать, поскольку обновление данных идет каждые сутки в ноль часов. Иначе он покажет неактуальную дату.
«Сейчас у нас на проверке 10 готовых пультов для ковровчан, в ближайшее время мы их снимем и выдадим потребителям. Процесс идет. Но есть много людей, которым достаточно видеть показания в приходящих квитанциях, им пульты не требуются. Кроме того, 10% от общего количества умных счетчиков расположены на высоте 1,7 метра, они имеют дисплей, поэтому потребители вполне могут увидеть расход электроэнергии и без дополнительного устройства», – говорит Олег Алексеевич.

Доверяй, но проверяй

«За 9 лет было не более 10 случаев, когда в Коврове умные счетчики действительно давали неправильные показания, – продолжает начальник отдела учета РЭС. – И здесь основные причины – их выход из строя. Однако ежемесячно мы получаем от потребителей 4-5 обращений по поводу неправильной работы счетчиков и приблизительно столько же – по поводу чересчур большого расхода электроэнергии.
К примеру, собственники увидели разницу между показаниями счетчика на столбе и счетчика домового. Выясняется: домовой счетчик учитывает не весь объем электроэнергии, поскольку хозяйственная постройка подключена не под счетчик, а до него. Также домовой счетчик может быть неисправен. Были даже выявлены случаи неисправной проводки в доме, что могло привести к пожару». Добавить к вышесказанному мы можем только то, что действующее законодательство дает право потребителю потребовать проведение инструментальной проверки прибора учета. Норма эта сформулирована в «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии». И действительно, проводить ее будет не независимый эксперт, а все та же электросетевая компания, она же – собственник прибора учета.
Возможно, поэтому граждане не очень доверяют проверке. Но, по крайней мере, у них есть право присутствовать при ней. Система такова: работники Горэлектросети ставят на опору ЛЭП контрольный счетчик или сравнивают показания умного счетчика с домовым (при исправности последнего). Сравнительный анализ, по словам специалистов, занимает максимум 10 дней.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий