23.03.2022, 14:51

Кто во что горазд

Отмена оплаченных заказов, игнорирование, а порой и полное отсутствие ценников, изменение стоимости товаров по несколько раз в день. За последние две недели покупатели в Коврове столкнулись с множеством проблем. В каких случаях продавцы действовали законно, а в каких стоило бы пожаловаться на них в Роспотребнадзор.
Кто во что горазд
Сейчас ситуация на рынке торговли настолько не стабильная, что ни покупатели, ни продавцы не знают, что их ждет завтра: будут ли в наличии товары, по какой цене и выстоят ли вообще магазины в такое непростое время. Но дает ли это право одним людям вводить в заблуждение других? Вместе с адвокатом Еленой Елисовой мы разобрали несколько ситуаций, в которые ковровчане попали за последние дни.

Холодильника не будет

Две недели назад ковровчанин купил на одном из популярных маркетплейсов холодильник. Доставка планировалась в течение недели. Оплату за заказ продавец списал сразу же, а вот привозить технику не спешил даже после обещанного срока. Когда местный житель обратился в поддержку, то получил ответ, что данный товар не может быть доставлен, необходимо сделать заказ повторно.
«Деньги они мне, конечно, вернули. Даже дали 500 бонусов на покупку в качестве извинения. Вот только холодильник этот стоит сейчас уже на 20 000 дороже. Разве можно так делать? Я же даже оплатил все сразу. Я считаю, что продавцу попросту невыгодно продавать товар по старой цене, вот и отменил все. Но, как по мне, это нарушение», – рассказывает Илья.
По словам адвоката, в данном случае необходимо изучать условия оформления заказа. Но, с высокой долей вероятности, в действиях продавца или маркетплейса никаких нарушений нет.

Не могут или не хотят?

У Ольги в феврале сломался мобильный телефон. Новый решила заказать на сайте одного из операторов мобильной связи, а забрать в офлайн-магазине в Коврове. Выбрала гаджет за 14 000 рублей. В подарок к нему полагались беспроводные дорогие наушники. В день, когда статус заказа поменялся на «готов к выдаче», Ольга поехала в магазин.
«На мое удивление, продавцы мне сказали, что заказ мой выдать не могут. По крайней мере по той цене, по которой я его оформила. Мол, уже не актуально. О бесплатных наушниках и речи уже не шло. Предложили взять что-то с витрины. Но для этого необходимо было отменить интернет-заказ, а то ничего не вышло бы. Уже при оплате другого телефона на кассе мне, как выяснилось, необходимо было оформить еще их сим-карту и страховку на мобильный. Делать нечего, телефон же нужен, а то даже позвонить не с чего. Поэтому все оформила и купила. Но не покидает ощущение, что меня обманули».
Как пояснила Елена Михайловна, если заказ действительно был оформлен, покупателю пришло сообщение о его нахождении в месте доставки, а продавец по каким-то причинам отказывается его выдавать, то в его действиях есть нарушения закона о защите прав потребителей. В таком случае покупатель может подать претензию на выдачу заказанного товара, приложив к ней документы, подтверждающие заказ.
«Что касается якобы обязательного оформления сим-карты и страховки на мобильный телефон, это также является нарушением закона о защите прав потребителей. «Запрещается обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров, возмещаются продавцом в полном объеме» (ст. 16,2).

Для кого ценники?

Екатерина приехала в детский магазин купить для ребенка одежду и обувь на весну. Над каждым стеллажом были развешаны объявления «Ведется переоценка. Цены просьба уточнять на кассе». Женщина выбрала несколько товаров и, как этого следовало ожидать, цена у них значительно отличалась от обозначенной на ценниках.
«Я попыталась объяснить продавцу, что они обязаны продать мне по цене, указанной на товаре. Но меня словно не слышали. Даже ссылки на закон о защите прав потребителей не помогли. Продавцы говорили, что сейчас не то время, чтобы на него ссылаться. Да и якобы эти объявления предупредили меня о возможной разнице. Вещи я, конечно, не купила. Попросту не хватило денег. Но ведь такая ситуация сейчас не только в детских магазинах, а практически во всех. В некоторых продавцы возле цен на товары даже пишут, что ценник не является публичной офертой. А в мебельных, например, цены вообще не указывают. Мол, устали часто менять», – жалуется ковровчанка.
Как пояснила адвокат, несмотря на санкции, введенные в отношении РФ, повышение курса доллара, резкое увеличение цен, закон «О защите прав потребителей» в России никто не отменял. Если на товаре указана цена, то продавец обязан продать его покупателю именно по этой цене. В этом случае покупатель имеет право обратиться с претензией к продавцу. Он может потребовать продать товар по указанной цене или, в случае оплаты, требовать вернуть разницу цены товара между чеком и ценником. При отказе продавца в удовлетворении претензии покупатель вправе обратиться с исковым заявлением в суд о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы в цене товара.

Договор дороже денег

Кристина решила купить занавески в комнату. Выбрала в магазине тюль, ткань для штор, заказала там же пошив. Общая стоимость составила около 11 тысяч рублей. Продавец заключила с ней договор, взяла предоплату в 6000 рублей и сказала, что как только заказ будет готов, позвонит.
«Через 4 дня мне сказали, что я могу прийти за занавесками. Правда, из-за подорожания материалов нужно доплатить еще 2000 рублей. Но у меня же договор на руках, в котором указана конкретная стоимость. Я не рассчитывала на 13 000 рублей. Что же мне делать? Доплачивать или требовать отдать по той цене».
В данном случае адвокат советует женщине внимательнее изучить договор. Если в нем не прописано условие повышения стоимости товара в связи с удорожанием цен у поставщика, то продавец не имеет права требовать доплаты. В таком случае покупатель вправе обратиться в Роспотребнадзор или суд.
М. САФРОНОВА


Оставить комментарий