02.06.2022, 08:03

Недоступное ОСАГО

В Коврове мотоциклисту отказались оформлять полис ОСАГО, если он не оплатит дополнительную страховку. Автоледи, наоборот, отказали в оформлении договора добровольной гражданской ответственности. А газелиста развернули в нескольких офисах компаний практически без объяснения причин. В каких случаях страховые компании имели право отказать в оформлении полиса, а в каких нарушили закон? И что же теперь делать владельцам транспорта?
Недоступное ОСАГО


Новое условие?

Ежегодно Николай оформляет полис ОСАГО на свой мотоцикл перед началом весенне-летнего сезона. По его словам, раньше у него никогда не возникало с этим проблем – приходил в любую организацию, платил около 400 рублей, и через несколько минут документ на руках.
«В этом году, когда я обратился в страховую компанию для оформления полиса, мне сказали, что теперь обязательно оформлять дополнительную страховку, иначе мне ничего не видать. Я обратился во вторую страховую, в третью – везде тот же ответ. Но мне эта дополнительная страховка не нужна, тем более ее стоимость в два раза выше, чем сама страховка на мотоцикл. Что вообще за страховка такая и почему без нее нельзя обойтись?» – возмущается водитель двухколесного.
За комментарием о правомерности действия страховых компаний мы обратились к адвокату Елене Елисовой. По ее словам, полис ДГО позволяет увеличить лимит ответственности по ОСАГО. При этом его оформление является необязательным условием оформления полиса. Согласно п. 2 ст. 16 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей», клиенту нельзя навязывать товары и услуги в дополнение к основным и отказывать в покупке на этом основании. Всем, кто попал в такую ситуацию, адвокат советует требовать у представителя страховой компании детальную расшифровку условий и письменный отказ в оформлении договора.

То навязывают, то не дают

Срок действия полиса ОСАГО у автомобилистки Ольги закончился в конце апреля. Она долго выбирала страховую компанию, где выгоднее оформить полис, и, наконец, определилась. А вместе с обязательной страховкой решила сделать дополнительную.
«Дело в том, что недавно в автомобиль моего знакомого врезался водитель без страховки. И если бы не дополнительная, которую ему, к слову, навязали, то ничего он не получил бы. А так его страховая выплатила ущерб за виновника. Я в этот раз тоже решила оформить дополнительную страховку на всякий случай, тем более что ее стоимость в районе 1000 рублей», – объясняет Ольга.
Но когда женщина пришла в офис компании и сообщила о намерении оформить ДГО, в ответ получила отказ. Причина, по словам сотрудников страховой компании, в возрасте автомобиля. Якобы на такой старый (10 лет) дополнительный полис они не оформляют.
По словам Елены Михайловны, в этой ситуации страховая компания ничего не нарушила. Законом об ОСАГО оформление дополнительной страховки не предусмотрено, поэтому страховая компания может предоставлять ее по своему усмотрению. Здесь у Ольги остается два варианта – или оформлять полис без ДГО, или искать другую страховую, где не откажут.

Невыгодный транспорт

Водитель «газели» Максим тоже столкнулся с проблемами при оформлении полиса ОСАГО. В отличие от Ольги и Николая ему не оставили вариантов оформления страховки, а просто отказали. Причем не в одной, а в нескольких компаниях. Видите ли, «газель» – убыточный транспорт и страховать его невыгодно. Получается, газелисты теперь обречены ездить без полиса и в случае ДТП разбираться с другими участниками в гражданском порядке?
Как пояснила адвокат, согласно ст. 426 ГК РФ, страховая компания может отказать в оформлении ОСАГО, только если владелец автомобиля предоставил неполный пакет документов, отказался предоставить транспортное средство для осмотра или произошел сбой при обмене данными между страховщиком и Российским союзом автостраховщиков. В остальных случаях компании не имеют права отказывать в оформлении полиса ОСАГО.
«Если вам отказали в оформлении ОСАГО, необходимо написать письмо в страховую компанию, в котором указать просьбу заключить договор ОСАГО и указать, что при обращении в офис представителем страховщика в услуге было отказано. При этом обязательно следует зафиксировать факт обращения – получить отметку о принятии обращения или заказать почтовое уведомление. Руководители филиалов страховых компаний вряд ли захотят рисковать. Выплата по штрафным санкциям может быть очень велика. Скорее всего, после такого обращения полис оформят без задержки».
М. САФРОНОВА



Оставить комментарий