05.07.2022, 08:00

Секреты городских рынков

На комитете по местному самоуправлению о работе в 2021 году и о планах на 2022-й отчитывались руководители двух городских рынков – Октябрьского и Первомайского. Один приносит прибыль, другой – убытки, но, как выяснилось, не из-за организации торговли, а из-за огромной социальной нагрузки, которую «традиционно» возложили на него городские власти.

Тут будет «Садовод»

Итак, о работе пока ещё МУП «Первомайский рынок» рассказывала его директор Юлия Садкова. Если брать в целом всю «зону ответственности», убыток за 2021 год составил 2 млн 184 тыс. руб. Это на 14,5% меньше, чем в 2020-м, что неудивительно – тогда бушевала пандемия, которая подкосила многих торговцев. Убыток, по словам Ю. Садковой, сложился из-за роста себестоимости на 3 млн руб. – с 45,7 до 48,7 млн. А она, в свою очередь, увеличилась из-за затрат на ремонт туалета, индексации зарплат, серьёзного ремонта бани на ул. Набережной и её остановки с мая по сентябрь из-за аварии в парной, выполнение требований противопожарной безопасности, охрану объектов в связи с новыми постановлениями по антитеррористической защищённости, роста тарифов ЖКХ. Плюс на 506 тыс. пришлось раскошелиться на выплату компенсаций при увольнении сотрудников. Снизилось и количество помещений, сдаваемых в аренду.

Единственный рентабельный объект – это собственно рынок. В прошлом году он принёс чистую прибыль в 6 млн 607 тыс. руб. Всё остальное – в большей или меньшей степени убыточно: газета «Ковровская неделя» (3 млн 878 тыс.), бани на ул. Сосновой (932 тыс.) и на ул. Набережной (1 млн 398 тыс. – но только из-за простоя, в 2020 году он составил всего 550 тыс.), парк Экскаваторостроителей (2 млн 783 тыс.). Плюс есть долги арендаторов – 1 млн 887 тыс. По ним направлены претензии, идёт работа с судебными приставами. Также 3,8 млн – давний долг САХа перед рынком.

Кредиторская задолженность Первомайского – 5 млн, просроченной нет. На рынке работают 70 сотрудников, средняя зарплата – 26 тыс. руб.

Количество несданных площадей зависит от места. Так, площадь перед рынком занята полностью. На крытом рынке сдано 72% площади, на открытом – только 39%. Скорее всего, это потому, что на этой территории торгуют в основном одеждой, и условия для покупателей не очень комфортные, поэтому они туда и не идут, а следом – и отток продавцов. Однако Ю. Садкова поделилась планами: провести реконструкцию открытой части рынка, чтобы он напоминал знаменитый «Садовод» в Москве. Тогда там будет удобно и покупателям, и торговцам, и люди пойдут. К сожалению, кредит на эти цели в нынешних условиях взять не удастся, поэтому сейчас руководство рынка ищет подрядчиков, готовых на рассрочку платежа. Желающие уже есть. Привлекают и перспективных арендаторов – большие территории заняли тепличный комбинат, два крупных «мясника», а в обновлённом кафе, оказывается, даже проходят программы с участием «звёзд» «Дома-2», что привлекает молодёжь. Удалось даже найти арендаторов в парк Экскаваторостроителей – пять постоянных и одного посуточного.

Зачем рынку военкомат?

Директор Октябрьского рынка Алексей Левченя рассказал, что выручка в 2021 году составила почти 52 млн руб. Это на 361 тыс. больше, чем в 2020-м. Стратегия снизить цену аренды на 10-20%, чтобы сдать больше площадей, себя оправдала.

Впрочем, выросла и себестоимость – на 330 тыс., почти до 40 млн руб. Увеличились расходы на коммунальные услуги, покупку дезинфицирующих средств, соблюдение противопожарной безопасности. А вот расходы по зарплате снизились на 254 тыс., несмотря на индексацию – штат сократили с 57 человек до 51. Средняя зарплата – 30 тыс.

Октябрьский тоже несёт социальную нагрузку, причём если у Первомайского она прозрачна, то ООО, судя по отчёту, постоянно выполняет какие-то задания горадминистрации. Так, управленческие расходы составили 10 млн 724 тыс., коммерческие – 1 млн 886 тыс., а прочие – 3 млн 832 тыс. В них, например, вошла зарплата… сотрудникам военкомата аж на 1 млн 159 тыс. (почти на 30 тыс. больше, чем в 2020 году), которых, по словам А. Левчени, рынок принимает на работу, а те во время призыва осенью и весной оказывают какое-то содействие. 81 тыс. потратили на содержание светодиодных зайцев на пл. 200-летия. Более 1 млн 100 тыс. потратил Октябрьский на выполнение «особых задач» горадминистрации – типа встреч разного рода делегаций, приобретение сувенирного набора (почти за 300 тыс. руб.). Именно рынок платил госпошлину за погорельцев с Социалистической, 10, за восстановление паспортов и закрывал в этом доме 1-й этаж от незваных гостей. Плюс рынок когда-то выдал заем САХу на 17 млн руб., и теперь этот долг «висит».

Секреты городских рынков

Фото Владимира Михайлова, Yandex


Но несмотря на это, Октябрьский завершил год с прибылью в 8,5 млн. Это на 3 млн 838 тыс. меньше, чем в 2020 году. Причины – рост себестоимости и нехватка арендаторов. При этом в городской бюджет перечислили 12 млн – за счёт погашения кредиторской задолженности.

Главная задача – сделать рынок привлекательным для покупателей. Они, по словам А. Левчени, в последнее время меньше посещают ярмарки. Если рынок будет комфортным для покупателей, за ними и продавцы-арендаторы «подтянутся». Для этого площади стараются приводить в порядок – заменили плитку на одном из входов, установили пластиковые окна, благодаря чему удалось и сберечь тепло, ремонтируют крышу. Пришлось потратиться на ремонт рынка «Садовод». Там заменили карбонатную крышу, которая осыпалась, на металлическую, укрепили-перестроили стойки. В планах – благоустройство территории, замена устаревших конструкций на «цивилизованные», асфальтировка и ямочный ремонт территории, открытие маленьких магазинчиков и кафе, организация зоны отдыха.

Ольга АБРАМОВА

Оставить комментарий