14.07.2022, 08:00

С ветерком по тротуарам

В Коврове одному парню на электросамокате выписали штраф за езду без прав и мотошлема, второму разрешили ездить по тротуарам и пешеходным переходам. Почему одним можно, а другим нельзя, и что нужно знать любителям электротранспорта, чтобы не лишиться денег, а иногда и водительских удостоверений (причем даже на автомобиль)?

Водители объезжают, пешеходы уворачиваются. С каждым годом на дорогах Коврова становится все больше электросамокатов. Простота использования, экологичность, а главное скорость – это несомненно упрощает жизнь их водителям. Однако безопаснее на дорогах от этого не становится. Скорее наоборот.

Пешеход или водитель?

Современные электросамокаты ездят быстрее, чем старая «копейка». Но если на «копейку» необходимо водительское удостоверение, то электросамокат напрямую этого не требует. Сейчас по ПДД водитель самоката приравнен к пешеходу. Так же, как люди на роликовых коньках и те, кто пользуются санками, тележками и инвалидными колясками. Права для управления самокатом не требуются, как и шлем – пешеходы же их не носят.

Для самокатов, которые приводятся в движение исключительно ногой, такие требования кажутся вполне обоснованными. Только вот сейчас к самокатам приделали электромотор, что изменило его скоростные характеристики. ПДД тем временем остались прежними.

С ветерком по тротуарам

Водители электрических самокатов зачастую и сами не знают, как и где им можно ездить. Если тротуар ровный, они гоняют по нему, пытаясь на большой скорости лавировать между пешеходами. А если тротуар убитый, или его вовсе нет, выезжают на проезжую часть, создавая помехи уже автомобилистам.
В ГИБДД пояснили, что это недопустимо и, несмотря на отсутствие пунктов правил конкретно для электросамокатов, требования к ним все же есть.

«Все определяют заводские характеристики самоката. Если на нем установлен электродвигатель мощностью до 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч, то данный транспорт можно считать велосипедом. На нем можно ездить по тротуарам только лицам в возрасте до 14 лет, а также старше, если они сопровождают детей младше 7 лет. В остальных случаях водителям таких самокатов разрешено ездить только по велосипедной, велопешеходной дорожке, а при их отсутствии по правому краю проезжей части.

Если мощность электродвигателя самоката от 0,25 кВт до 4 кВт, а максимальная скорость не превышает 50 км/ч, то самокат приравнивается к мопеду. Его водителю необходимо иметь водительское удостоверение категории «М», или любой другой. Ездить на нем разрешено только с 16 лет и только по проезжей части или обочине.

Если же мощность электродвигателя превышает 4 кВт, а максимальная скорость более 50 км/ч, такой самокат приравнивается к мотоциклу. На него нужно водительское удостоверение категории «А» или «А1».

То же касается электровелосипедов – все определяет мощность. Те, кто перемещается на гироскутерах и моноколесах, с точки зрения правил, все же больше относятся к пешеходам, нежели к водителям транспортных средств», – поясняет командир отдельной роты ДПС Андрей Елисов.

Учите ПДД

К водителю электросамоката с мощностью до 0,25 кВт предъявляются те же требования, что и к велосипедисту. То есть если он решит поехать по пешеходному переходу не спешиваясь, либо будет перевозить пассажира на не оборудованном для этого месте, получит штраф.

С водителей электросамокатов, мощность которых превышает 0,25 кВт, спросят как с водителей мопедов и мотоциклов. То есть если они не наденут мотошлем, забудут права или вовсе поедут за рулем подшофе, получат штраф и лишатся водительского удостоверения, если оно есть.
Если за рулем такого самоката окажется подросток, транспорт могут изъять, а детей и родителей поставят на учет в отдел по делам несовершеннолетних.

Уже штрафуют

Проверять характеристики электросамоката сотрудники ГИБДД будут по паспорту или инструкции по эксплуатации. Если документов на транспорт с собой нет, характеристики установят по базам данных.

«Недавно мы на водителя электросамоката составили два протокола об административных правонарушениях: за управление транспортом без водительского удостоверения и езду без мотошлема. Мощность и скорость его электросамоката приравняли транспорт к мопеду. Хотя в магазине парня уверяли, что никакие документы на него не нужны. Но, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности», – уточняет Андрей Александрович.


Сейчас дорожные полицейские периодически проверяют водителей электротранспорта. И для этого не обязательно что-то нарушать. Инспектор ГИБДД может остановить самокатчика и просто для проверки характеристик транспорта, и в рамках розыскных мероприятий (в полиции очень много заявлений о хищении самокатов и велосипедов). Поэтому водителям средств индивидуального передвижения нужно быть готовыми предъявить документы на самокат не только чтобы подтвердить мощность и скорость транспорта, но и принадлежность.

М. САФРОНОВА

Оставить комментарий