25.08.2015, 11:55

Неброская картина нашего кино

27 августа отмечается День российского кино. В преддверии этого праздника, который для основной массы граждан пройдет незаметно, о виновнике торжества хотелось бы все же поговорить.
Неброская картина нашего кино
Возьмем временной промежуток в 10 лет и посмотрим, что за это время с кино сотворили и куда его нелегкая занесла. Не будем касаться такого неподъемного пласта, как телевизионные сериалы, довольствуемся фильмами, которые выходили в широкий прокат и продолжают это делать. В 2005 году российский кинопрокат еще не приобрел нынешнего размаха. Отечественных фильмов выходило немного. Позади остались 90-е и начало нулевых, а вместе с ними излюбленные темы кинематографистов тех годов: беспредел, бандиты, продажные менты. Правда, отголоски лихих времен мы слышим и по сей день, подобно рингтону из фильма «Бумер».
К середине нулевых наши киноделы решили, что необходимо начать окучивать молодежную аудиторию, как это делают их голливудские коллеги. Производство быстро приобрело массовый характер. Преимущественно выпускались комедии и триллеры. В этом образовавшемся потоке ширпотреба попадались довольно качественные образцы. Взять хотя бы дилогию «На игре». Ну а «Мы из будущего» (2008) молодежь по сей день считает одним из лучших фильмов о войне.
Не оставалась без внимания и детвора. Некогда появившийся на свет и полюбившийся многим мульт о приключениях Алеши Поповича является теперь старшеньким из шести ему подобных. И не похоже, что сериал этот приелся зрителям. «Три богатыря на дальних берегах» (2013) собрали в прокате очень приличные для отечественного кино 30,9 млн$. В этом году вышли «Три богатыря: ход конем». Хотя сборы фильма всего 17 млн$, но с учетом того, что доллар подорожал в два раза, в рублевом эквиваленте получим еще большую сумму.
Однако, имея за душой один удачный проект, нельзя сказать, что в данном сегменте тишь да гладь. Были попытки пройти по проторенной тропе с Бабкой Ежкой, но успехом они не увенчались. Зато получилось у Ивана Царевича и Серого Волка. Поэтому приходим к выводу: на сказках и былинах свет клином сошелся. Хуже обстоят дела с детским игровым кино. Здесь мало того, что фантазия не простирается дальше русских сказок, но и это происходит нечасто, а когда случается, то конечный продукт зритель игнорирует по причине низкого качества. «Реальную сказку» (2011) даже Безруков не спас.
Тема Великой Отечественной войны в большом кино громче начинает звучать в юбилейные годы. Список масштабных картин краток: «Брестская крепость» (2010), «Белый тигр» (2012), «Сталинград» (2013), «Битва за Севастополь» (2015)... Но стоит отметить, что именно «Сталинград» Федора Бондарчука является самым кассовым российским фильмом на сегодняшний момент (более 51 млн$). Прежний рекорд принадлежал картине Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение» (2007, сборы около 50 млн$). Можно заметить, что в разные годы десятилетия фильмы именно этих режиссеров собирали наибольшую кассу. Кроме названных были «9 рота» (Бондарчук, 2005, более 23 млн$), «Обитаемый остров» (Бондарчук, 2009, в 2-х частях более 27 млн$), «Дневной дозор» (Бекмамбетов, 2006, более 31 млн$). В пятом, шестом, седьмом и тринадцатом годах даже голливудские блокбастеры по кассовым сборам остались позади. Правда, в десятом году на экраны вышел «Аватар» Кэмерона, собрал у нас около 120 млн$ и тем самым поднял планку кассовых рекордов на недосягаемую высоту.
Наш зритель любит исторические картины. Однако спрос этот все больше удовлетворяется за счет импортных фильмов. Для создания зрелищного исторического кино требуется солидный бюджет. Недостаточно для воссоздания кровавой битвы показать в кадре пару десятков всадников, а именно такую картину мы чаще всего наблюдаем в наших батальных сценах. И низкие сборы фильмов «Александр. Невская битва» (2008) и «Ярослав. Тысячу лет назад» (2010) тому подтверждение. Из общего строя неудачников выбивается разве что «Адмирал» (2008, более 33 млн$).
Влияние Голливуда на российский кинопрокат более чем заметно. Мы все знаем, насколько популярны фильмы Рязанова и Гайдая. Но в их времена не было политики сиквелов, и эти мастера советского кино не стремились на волне успеха слепить «Служебный роман 2» или «Бриллиантовую руку 2». Не станем утверждать, что сиквел – это плохо, просто при Союзе кино больше тяготело к искусству, чем к бизнесу. Ну а новое российское кино за прошедшее десятилетие дало нам «Бой с тенью» – 3 штуки, «Любовь-морковь» – три штуки, «Любовь в большом городе» – тоже три. В этом году вышел четвертый фильм из серии новогодних «Елок», называется он «Елки 1914». И сразу же получил рецензию КВН: «Хороший фильм... для 1914 года».
Еще одной модой а-ля Голливуд стал перезапуск советских, можно сказать, народных фильмов. Сюжет адаптируется к нынешней жизни, чтобы заинтересовать молодежь и сделать на этом кассу. Вот только с кассой не все обстоит гладко. Если «Служебный роман. Наше время» и «Джентльмены, удачи» еще вызывали интерес у зрителей, то итоги проката новых «Веселых ребят» и «Кавказской пленницы» вряд ли сильно порадовали своих создателей.
Ну, и как пройти мимо привета из Голливуда под названием «Очень страшное кино»? Правда, у нас это называется «Самый лучший фильм». Это как раз тот случай, когда наши киноделы тупой американский юмор возвели в квадрат.
Настораживает факт, что трилогия неплохо прошла в кинотеатрах, но радует хотя бы снижение кассовых сборов от фильма к фильму с 27 млн до 10 млн$.
Из названий многих отечественных лент, как из пазлов, можно составить картинки нашей новой истории и того, чем живут россияне: «ПираМММида», «Олимпийская деревня», «Глянец», «All inclusive, или Все включено», «Тариф новогодний», «Одноклассники.ru», «Рейдер». Кинокомпании уделяли внимание и ярким личностям в истории нашей страны. Порой из этой затеи получалось добротное кино: «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011), «Легенда №17» (2013), «Гагарин. Первый в космосе» (2013).
Тенденция такова, что половина, а то и больше, выходящих на экраны фильмов – это комедии. В большинстве из них присутствует низкопробный юмор, но бывают и приятные исключения. Например, кинотворчество театрального «Квартета И»: «День выборов», «День радио», «О чем говорят мужчины». Низкий поклон вам, ребята, за фильмы, которые можно пересматривать снова и снова.
И все-таки, говоря о большом кино, не получается умолчать о телевизионных сериалах. Любимые в народе «Глухарь» и «Кухня» получили свой полный метр. А благодаря «Интернам» или «Реальным пацанам» зажглись «звездочки» А. Ильина, К. Асмус и Н. Наумова – актеров, которые теперь часто мелькают на большом экране. Последнее десятилетие мир кино дал нам новых кумиров. Среди них Светлана Ходченкова, Данила Козловский, Артур Смольянинов, Владимир Епифанцев... В те же годы ушли из жизни Олег Янковский, Александр Абдулов, Вячеслав Тихонов, Михаил Пуговкин, Валерий Золотухин, Людмила Гурченко, Нонна Мордюкова... Рано или поздно появятся новые «звезды», но подобных этим уже не будет.
P.S. Пятнадцатый год запомнится тем, что «Левиафан» А. Звягинцева взял «Золотой глобус» и был в числе номинантов на «Оскар». Другого запоминающегося из области нашего кино пока что замечено не было.
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий