13.10.2015, 11:03

Теряем историю

В полку ковровских объектов культурного наследия убыло. Госинспекция по охране объектов культурного наследия посчитала, что дома под номерами 21, 23 и 52 по улице Абельмана города Коврова не должны значиться в этом перечне. В правила землепользования и застройки Коврова должны быть внесены соответствующие изменения. Давайте вспомним о каких домах идёт речь.
Теряем историюТеряем историюТеряем историюТеряем историю
Исторический центр Коврова если и не является излюбленным местом отдыха горожан, но всё же при наличии свободного времени там любят прогуляться многие ковровчане и гости города. Московская улица (ныне – Абельмана) была именно центром, в котором строились все именитые граждане.
Вот и ковровский купец 1 гильдии Платон Герасимович Герасимов (1846-1916), занимавший должность городского главы с 1890 по 1894 годы, имел не только 676 десятин земли в Ковровском уезде, лесопилки в Коврове и Нижнем Новгороде, но и несколько домов на Московской улице.
Историческая справка гласит, что П.Г. Герасимов активно участвовал в общественной жизни и занимался благотворительностью: был председателем сиротского суда, членом уездного училищного совета, попечителем городского приходского мужского училища. В 1875-1880 годах выстроил в родном селе Тучкове каменный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. А в 1879 году там же – двухклассное училище с мастерской.
В 1873 году он построил на Московской два дома, ныне находящиеся под номерами 21 и 23. О бывшем владельце дома 52, пострадавшем при пожаре в апреле прошлого года, информацию найти не удалось.
Нельзя сказать, что дома являются некими шедеврами зодчества, но всё же глазу, уставшему от бетонно-стеклянных коробок, есть пока за что зацепиться. Самым прекрасным из сохранившегося были наличники. Не зря ведь ковровские наличники пользуются особой любовью ценителей деревянного зодчества. На сайте nalichniki.com ковровским наличникам посвящено несколько десятков статей, в том числе «Ковров – любовь моя».
Увы, на доме 23 (на фото внизу) старинных наличников не осталось совсем, а на доме 21 сохранилась только одна прекрасная пара.
Совершенно необычные наличники ещё живы на пожарище 52-го дома (на фото вверху). Монументальные, словно греческие колонны, они вызывают не умиление, но уважение.
Несколько лет назад оба дома были включены в реестр объектов культурного наследия. Увы, включение в этот перечень не несёт для собственников ничего хорошего. Нам, проходящим мимо старинных домов, и невдомёк, что владеть объектом культурного наследия – большая тягость. Многочисленных владельцев домов, включая горадминистрацию, судебными решениями обязали оформить охранные обязательства, что предполагает запрет на переустройство и переделку. Даже ремонт в домах не проведёшь без разрешения Госинспекции по охране памятников. И продать такую недвижимость по «нормальной» цене затруднительно – кому захочется жить не в самом благоустроенном жилище без возможности улучшить его.
И вот три дома исключены из реестра. Что ждёт их? Превратятся ли они в безликие коробки или же во владельцах взыграет искра прекрасного и они постараются воссоздать красоту? Ответ на этот вопрос вряд ли прозвучит скоро. Пока же нам остаётся только радоваться за владельцев недвижимости и грустить о потере частички истории.
М. ЗАГЛУШКИН

Оставить комментарий