17.12.2015, 14:56

«Ковровский большевик». Первый и единственный

Заканчивается год 70-летия Победы. Эта во всех смыслах великая дата не только всколыхнула народную память, но дала мощный импульс поисковой и патриотической работе. Свою роль в разгроме фашизма сыграл наш Ковров, заслуживший статус Города воинской славы за то, что в заводских цехах ковал оружие Победы. Ковровским оружейникам газета посвятила серию публикаций. Сегодняшний материал станет ее завершением.
«Ковровский большевик».  Первый и единственный
В 41-м году в одном из номеров газеты «Известия» вышла заметка примерно следующего содержания: «Трудящиеся нескольких заводов Ивановской области в свободное от основной работы время построили и вооружили бронепоезд, который был отправлен на фронт». Этими заводами были машиностроительные предприятия Коврова, который в то время входил в состав Ивановской области.
Не приказ, но инициатива
История ковровского бронепоезда – это символ единства страны, единства фронта и тыла. Бронепоезд был построен не по приказу сверху, а по инициативе коллективов и руководства предприятий: завода №2 наркомата вооружения и Ковровского машиностроительного завода наркомата путей сообщения (будущий экскаваторный завод). Это был первый и последний опыт создания в городе такого вида бронетехники.
Вторая половина 1941 года – чрезвычайно сложный период и для страны в целом, и для ковровских заводов в частности. На оборонном заводе №2 один за другим менялись директора. Войну завод встретил с одним директором, в начале июля на завод прибыл другой, назначенный из Москвы, а в 20-х числах августа его уже отозвали и назначили следующего. Планы по производству не всегда выполнялись.
Но была ли в том личная вина директоров завода? Ведь многие заводы эвакуировались, нарушались налаженные хозяйственные связи между предприятиями. А секретарь Ивановского обкома партии получал разнос сверху за то, что на Ковровском машиностроительном заводе медленно осваивается производство минометов. Непросто происходил переход предприятия с гражданской продукции на военную. Тем не менее заводы взяли на себя обязательство своими силами спроектировать, построить, оснастить и вооружить бронепоезд. В это время они получили хорошую кадровую подпитку – на предприятия поступили 500-600 квалифицированных специалистов брянского завода «Красный Профинтерн», который эвакуировался из зоны оккупации. И завод этот профессионально занимался как раз сборкой бронепоездов.
Люди особой закалки
Работы по строительству бронепоезда начались в октябре. Из ковровского депо для этого дела был выделен паровоз серии «ОВ» («Овечка») и товарные вагоны. На первом этапе главную роль в строительстве сыграл машиностроительный завод, у которого уже был опыт работы с техникой на железнодорожном ходу – таковым был его первый экскаватор, выпущенный в 1931 году. Большой вклад в работу над бронепоездом внесли директор завода Иван Георгиевич Мышенков, инженер Михаил Иванович Леонтьев, специалисты из Брянска Лев Романович и Павел Романович Ивашутины. Заводчанам предстояло создавать бронепоезд, не имея броневой стали. Стальной лист толщиной 20 мм – это лучшее, что было в их распоряжении. Такую «броню» можно пробить из крупнокалиберного пулемета с расстояния в 500 метров. Необходимо ее усиление. Для этого сваривали два листа с зазором 10 см между ними. Зазор заполняли металлической стружкой и заливали бетоном.
Конец октября-начало ноября – время, когда ощущается недостаток светового дня. Сварочные же работы требуют хорошего освещения. Открытое использование электрического света недопустимо – действует военное положение с требованием светомаскировки. Поэтому строили деревянный колпак, накрывающий вагон. Внутри этого колпака и проводились адовые сварочные работы. Не каждый сварщик подходил для такой работы. И отбор проводился не только по уровню квалификации. Требовались невысокий рост и скромная комплекция. Василий Петрович Макарычев был одним из тех сварщиков. Роста в нем было 149 см. Он вспоминал, что сварщик в этом «коконе» от духоты падал в обморок; его откачивали холодной водой, и он снова принимался за работу. Поезд одели в броню меньше чем за две недели.
Энергия и любовь будут оправданы...
Следующий этап – вооружение бронепоезда, в котором решающую роль уже играл завод №2. В состав вооружения входили танковые пулеметы Дегтярева ДТ, крупнокалиберные пулеметы ДШК, 20-миллиметровые авиационные пушки ШВАК. Все это оружие было произведено заводом сверх плана. Над вопросом установки оружия работал Иван Сидорович Лещинский, у которого был опыт конструирования станков крупнокалиберных пулеметов.
Укомплектованный добровольцами бронепоезд, получивший название «Ковровский большевик», 18 декабря 1941 года в 14.00 после краткого митинга был отправлен на фронт. Это был первый из трех бронепоездов, построенных в годы войны на территории современной Владимирской области. Вторым в сорок втором был муромский «Илья Муромец», третьим – владимирский «Феликс Дзержинский» в 43-м. По пути в Подмосковье «Ковровским большевиком» были произведены учебные стрельбы. Все же наш бронепоезд не был принят на вооружение Красной армии как полноценная боевая единица. И паровоз «Овечка» оказался слабоват, и артиллерия была недостаточной мощности. Однако броневагоны являлись сильной боевой единицей противовоздушной обороны. Вот что писал в письме коллективу завода начальник Главного автобронетанкового управления Красной армии генерал-лейтенант Я.Н. Федоренко: «Бронепоезд «Ковровский большевик», построенный коллективом рабочих и ИТР Ковровского завода, принят на вооружение Красной армии и передан как материальная боевая часть в состав 43-го дивизиона бронепоездов, направляемого в действующую армию...
Ваша энергия и любовь, вложенные в создание боевой единицы, будут оправданы боевыми действиями бронепоездов 43-го дивизиона в рядах Красной армии, отражающей натиск нацистской грабьармии на подступах к нашей столице».
Добровольцам с «Ковровского большевика» было предложено вернуться на завод. Каждый из этих специалистов высокой квалификации имел бронь от призыва. Тем не менее 9 из 18 отказались возвращаться, отвечая на предложение: «Меня товарищи отправили воевать с фашистами». И уже весной сорок второго на счету наших добровольцев оказались первые сбитые самолеты.
В работе над бронепоездом участвовали практически все ковровские крупные предприятия машиностроительной отрасли. Не назван Ковровский топочный завод им. Малеева и Кангина (современный КЭМЗ), но осенью 41-го приказом Д. Устинова он был включен в состав завода №2 как производство. Вновь самостоятельным стал осенью 46-го. Пулеметы ДТ выпускал филиал №1 завода №2, который в 1950 году стал Ковровским механическим заводом. А легендарное конструкторское бюро, которым с сорокового года руководил В. Дегтярев, в 56-м стало называться КБ «Арматура».
Евгений ПРОСКУРОВ

Редакция благодарит руководителя технического центра ОАО «ЗиД» Владимира Никулина за помощь в подготовке статьи.

Оставить комментарий
Не люди, а кремень были. Не думаю что я бы счас так смог. Мой прадед и дед как раз в эти годы на малеевском работали, дед с этого завода в 42м и ушел на фронт, хотя бронь была, не смог остаться как потом мне рассказывал. Мать его не одобряла, но он все равно ушел на войну.