25.12.2015, 08:11

Террорист и девять виноватых

В очередной раз премьера народного молодежного театра «Вертикаль» собрала полные залы. Зрители с нетерпением ждут от коллектива чего-нибудь новенького, и коллектив эти ожидания не обманывает. В течение года на суд театралов представляется как минимум два новых спектакля. Весной мы видели трилогию комедийных миниатюр, а в декабре афиши ДК им. Дегтярева привлекли наше внимание новой работой «Вертикали» под названием «Время невиновных».
Террорист и девять виноватых
В основе спектакля лежит одноименная пьеса немецкого писателя и драматурга Зигфрида Ленца. Жесткая драма в одном действии – именно так определен жанр постановки. А это значит, что будет не до смеха. Молодежный театр любит эксперименты: он может развеселить, может дать пищу для размышления, а то сделает крен в депрессивный жанр, особо не церемонясь с настроением и чувствами зрителей...
Испытание невиновных
Девять человек по велению бургомистра оказались в тюрьме, в одной камере. У каждого свой род занятий, свой социальный статус. Были среди них владелец отеля, банковский клерк, был даже барон. А за компанию с ними угодили крестьянин, студент и водитель. При всей своей непохожести нашлось у узников и нечто общее – они были чисты перед законом. Каким же должен быть негодяем этот бургомистр, раз столь добропорядочных мужей упек в узилище! А оказался он человеком весьма изобретательным, творческим в подходах к решению проблем. А проблем у него хватало. Покушение на него совершили лихие люди, и если бы не телохранители (царство им небесное), быть бы ему неживым. Одного из злодеев по имени Сазон пленили. Его били и пытали, надеясь узнать имена соучастников, но Сазон оказался крепким орешком и молчал. Вот тогда-то бургомистр и задумал эту каверзу.
Хоть и были те девять невиноватыми, но за ними пришли. Пришли и поставили условие: нужно узнать у Сазона имена подельников, после чего – на свободу с чистой совестью. Ну а чтобы их пребывание в темнице не затянулось, не превратилось в невольный отпуск, чтобы стимулировать процесс дознания, заключенных оставили без еды и воды. А еще им до кучи оставили режущий глаза свет и громко включали бьющую по нервам музыку.
В самом начале добропорядочные узники отнеслись к затее главы города с возмущением: «Есть некоторые задачи, решать которые недостойно человека». Однако у всех на воле остались неотложные дела: ревизия – у банкира, прорыв в медицине – у врача, недоенная коза – у крестьянина. А тут еще лампочка, жажда и «Раммштайн»! А Сазон – ни в какую, только сыплет девизами да лозунгами об идеалах. Помаявшись ночку, бедолаги понимают, что в своем деле они не продвинулись ни на дюйм. И чувство сострадания, жалости к Сазону уступает место совсем другим чувствам. «Перед нами кандидат в мученики. Это самый опасный тип людей. Пусть льется кровь, но лишь бы она лилась за возвышенные идеи», – такой вывод делает один из невиновных. И отношение к Сазону становится все менее и менее деликатным.
Не станем рассказывать, что случилось потом, хотя догадаться, каков исход, несложно. После тех событий каждый из девяти невиновных покидал камеру с грузом вины. Зрители аплодировали стоя. Хотелось бы отметить убедительную игру Егора Чунаева, Александра Акишева и особенно Андрея Святскова, игравшего роль Сазона.
Впечатление от спектакля у народа сложилось самое разное. Одни, особо сердобольные, с сочувствием относились к Сазону-Святскову. Другим в первую очередь хотелось узнать, а кто же злодей-то из тех девяти. Были такие, кто говорил: «В стране кризис, все плохо. Зачем ставить такие спектакли? Люди хотят отдыхать, хотят про любовь...».
Задумка режиссера
Тем не менее, был сыгран очень удачный спектакль, не оставляющий равнодушным, заставляющий размышлять. И первое, что приходит на ум, – все мы невиновные до поры до времени, пока нас не загонят в угол.
Однако идея режиссера Евгения Соколова, заложенная в постановке, более глобальная и что ни на есть злободневная: «З. Ленц писал пьесу совсем о другом. Он рассуждает о том, как немецкий народ стал врагом всего мира, как немцы стали ассоциироваться со злом. Нельзя оставаться чистым в тоталитарном государстве. Если бы действие происходило в Советском Союзе, мы бы получили революционную пьесу о борьбе против самодержавия. Мне же показалось, что сегодня все сложилось бы иначе. Сазон – благородный человек, который не предает своих друзей. Но он – террорист, а в наше время террористам сочувствовать нельзя. С другой стороны, невиновные люди стали преступниками. Значит, им тоже нельзя сочувствовать. Казалось бы, бургомистр – вот абсолютное зло. Ведь он толкнул невиновных на этот поступок. Но я бы не стал говорить, что бургомистр такой плохой. Ведь бороться с терроризмом должна не только власть, эта проблема касается каждого из нас. И трагедия с самолетом А321 – тому подтверждение. Получается моральный треугольник, и у меня нет ответа, как из него выйти».
О работе над спектаклем режиссер говорит следующее: «У актеров после прочтения пьесы первая реакция: «Ерунда какая-то». Обычно всегда так бывает. Ребята не полезли глубоко, им показалось, что все как-то банально. Говорят: «А пусть в конце окажется, что бургомистр – один из них. Круто!». На этот раз они долго не верили, что что-то получится, на репетиции ходили, как на каторгу. У меня же сомнений не было. Прочитал пьесу и сразу прочувствовал, удивлялся даже, что они этого не чувствуют. Потом они все же к этому пришли.
Почему в пьесе не было женских ролей? Замена хотя бы одной мужской роли на женскую понесла бы изменение смысла. Введи я одну женскую роль, и спектакль был бы о месте женщины в мире, о феминизме и дискриминации женщины. Случился бы перекос, не стало бы нужного накала».
Театр поставил больше 20 спектаклей, имеет свою преданную зрительскую аудиторию, которая из года в год растет. Он давно перерос рамки «художественной самодеятельности». Но при этом в материальном плане практически ничего не имеет. Надолго ли хватит энтузиазма? «Подхожу к тому, что пропадает такой стимул, как желание выразить себя творчески. В Коврове театральное направление умирает», – признается Евгений Соколов. Но это уже тема другого материала.
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий