Кем бы вы хотели видеть своего ребёнка? Врачом, бизнесменом, строителем, педагогом? Увы, несмотря на политику государства, направленную на повышение престижа рабочих специальностей, они до сих пор самые дефицитные. А кадры предприятий неизбежно стареют. 15 декабря об этом в очередной раз говорили в администрации города чиновники и руководители сферы образования на коллегии, посвящённой проф- ориентации школьников.Проблема назрела не вчера. От количества новоиспеченных юристов, экономистов, менеджеров в нашей стране схватились за голову ещё несколько лет назад. Тогда-то и встал вопрос поиска новых форм, способных привлечь подростков к осознанному выбору будущей профессии.
Но коренных изменений теперь придётся подождать. Причём работать предстоит не только со школьниками, но и с родителями, которые руками и ногами радеют за обучение и работу собственных чад за пределами родного города.
Так по данным мониторинга городского управления образования из 577 выпускников 2015 года 475 поступили в вузы, 45 человек продолжили обучение по программам среднего профессионального образования, 27 пошли на профподготовку и 22 – на работу. Наиболее востребованные среди ковровчан ВлГУ (18%) и КГТА (13%). Пользуются популярностью вузы Иванова и Нижнего Новгорода.
Радует то, что при выборе специальности выпускники стали больше ориентироваться на потребности рынка труда. Как сообщил начальник управления образования Сергей Павлюк, в этом году наиболее востребованными оказались инженерные и технические специальности, их выбрали 18,4% выпускников.
На втором месте экономика и менеджмент – 7,6%. И только после них идут педагогические, юридические, медицинские специальности, государственное управление, информационные технологии.
Ещё одни небезынтересные данные. Лаборатория социально-профессионального самоопределения молодежи Российской академии наук выяснила, что 50% старшеклассников, выбирая будущую профессию, не оценивают свои реальные возможности, 46% опираются на мнение родителей, родственников, 67% не представляют сути выбранной профессии.
На решение проблемы работает целая система. Один из её этапов – обучение в профильных классах. 33 класса действуют в 12 школах города и охватывают 80% старшеклассников. Взаимодействуют школы и с учреждениями допобразования, Межшкольным комбинатом, вузом и ссузами, предприятиями города.
Ежегодно для выпускников 9 и 11-х классов Центр занятости организует ярмарки учебных и рабочих мест, гости которых знакомятся не только с предлагаемыми специальностями вузов Владимирской, Ивановской и Нижегородской областей, но и с вакансиями на рынке труда.
О новых формах работы с потенциальными абитуриентами рассказала и.о. ректора КГТА Елена Лаврищева. Центр инновационного развития школьников, представляющий из себя цикл курсов занимательных наук, только заработал в вузе, но это, по мнению руководителя, отличный шанс познакомить ковровских школьников с академией, её возможностями, преподавателями, а еще развеять миф, что в Коврове негде работать. Так посетители курсов уже побывали в ряде организаций и предприятий.
Кстати, как заметила представитель Межшкольного комбината, интерес у школьников есть не только к самым крупным предприятиям. Многие из них не прочь побывать на кролиководческой ферме, трикотажной фабрике, в редакции газеты, дизайнерском бюро, частной пекарне.
Теория – хорошо, а практика – лучше. Эту мысль не раз подчеркнули на встрече. Например, Ковровский промышленно-гуманитарный колледж в этом ключе плотно работает со школами №17 и 23. Благодаря занятиям в колледже старшеклассники получают профессию оператора станков с программным управлением и монтажника электрооборудования и приборов. Пойти ли дальше работать – выбор за молодыми. А от правильного выбора, как подмечают наставники, зависит, будет ли счастливой их жизнь
Я. ТОРОПОВА