21.01.2016, 08:35

Траектория жизни

В конце уходящего 2015 года местное общество инвалидов возглавил новый председатель. Познакомиться с ним (а точнее – с ней) поближе случай у нас наверняка ещё представится. А сегодня мы расскажем о Романе Монахове, который 16 лет был настоящим «движком» организации. 21 год он в инвалидной коляске. Но это не мешает ему интересно жить, путешествовать, заниматься спортом...
Траектория жизни
Роман – человек с отменным чувством юмора, но скромный. Вот и мы настояли на статье шутя, мол, проводим как полагается на «пенсию». Ну не любит он пиара, не любит – и всё! Наверное, поэтому и не был героем публикаций уже более десятка лет. А еще ему близок принцип, о котором услышал ещё юным матросом: делай добро без огласки и всякого расчета.
Рассвет на корабле
Услышать шум волн, разбивающихся о мощь металла, увидеть, как море превращается в горизонт, – огромная мечта Романа. Грезит вновь, как когда-то, выйти в море на военном корабле. Говорит, когда в военкомате отобрали в морфлот, даже больший срок «срочной» не отбил охоту. Нес вахту ковровчанин на дважды краснознамённом Балтийском флоте. Сегодня сторожевой корабль «Дружный», на котором он служил, стоит на Москве-реке. Его новые владельцы, выкупившие судно у ВМФ, планировали использовать его как культурно-развлекательный комплекс.
Роману посчастливилось стать сопричастным к двум знаменательным событиям. В 1994 году участвовал в международных военно-морских учениях с НАТО «Балтопс-94» в рамках программы «Партнёрство во имя мира», а в 95-м – в параде, посвященном 50-летию Великой Победы, в Санкт-Петербурге.
Руководство уговаривало старшину Монахова продолжить службу по контракту. Но ему очень хотелось на родину, поэтому над предложением лишь обещал подумать. А в Коврове через неделю после «дембеля» нашлась работа в военной части. Ещё перед армией Роман окончил техникум и получил специальность.
Но буквально через пару месяцев его жизнь перевернулась: попал на мотоцикле в аварию. «Очень трудно было даже не физически, а морально, – вспоминает Роман. – Все твои друзья ходят на ногах, а ты раз – и на коляске. Было, конечно, время, когда беззаветно верил, что обязательно встану. Это желание и сейчас есть, но пришло понимание, что медицина, увы, не всесильна. Нужно принимать жизнь такой, какая она есть. Конечно, это не сразу получается. Поначалу стеснялся выйти на улицу. Даже думал, что зря на корабле не остался... Но по прошествии лет ловлю себя на мысли, что если бы моя жизнь пошла иначе, я бы никогда не узнал множество замечательных людей».
Вот такое сильное и одновременно трогательное признание. Именно такие, как Роман, не боящиеся смотреть беде «в лицо», помогают и другим поверить, что инвалидность – не приговор, а новые жизненные обстоятельства. Ровно три года потребовалось ему, чтобы привыкнуть к ним. А потом жизнь вновь закрутилась.
Роман, говорит, общительный с детства – так воспитали родители. А на вопрос, из какой он семьи, шутит: «крестьянские мы». «Родился я не в Коврове. Мы из Камешковского района. Мама из села Эдемское, папа из посёлка Новки. Сюда переехали, когда мне исполнилось два года. Родители до пенсии работали на заводе им. Дегтярёва: отец – наладчиком в цехе №12, мама – медсестрой в центральном здравпункте»...
Безусловно, они были первыми помощниками. Даже представить сложно, сколько внутренних сил понадобилось, чтобы принять, осознать, ещё сильнее любить. Папа сам мастерил различные приспособления: турники, поручни, чтобы сыну стало комфортнее дома. К сожалению, отца Романа уже нет в живых. Мама всегда рядом. Помогает старший брат.
Траектория жизни
Добро не в тягость
В ВОИ Роман пришел в 1999 году после того, как с отцом побывал в специализированном санатории для инвалидов в Саки и увидел, как живут другие люди, столкнувшиеся с теми же трудностями, что и он. Живут полноценной жизнью, а не существуют в своём маленьком замкнутом мире, сетуя на судьбу.
С его приходом в обществе активно развернулось молодёжное движение, которое он курировал 5 лет. Создали клуб «МАКИ», команду КВН, кукольный театр, играли в «Что? Где? Когда?», ежегодно ездили на фестивали, общались. А в 2004-м неожиданно для него экс-председатель общества Михаил Борисович Петров предложил ему взять бразды правления в свои руки, а сам отошел от дел.
«Конечно, сначала хотелось свернуть горы. Но подводных камней оказалось немало. И главный из них – отсутствие финансов. Если когда-то у ВОИ были свои производственные участки, дававшие хоть какие-то доходы и рабочие места для инвалидов, то с развитием частного бизнеса они не выдержали конкуренции. В таком количестве, как раньше, предприятия не выделяют гуманитарную помощь. А в отсутствие материальной помощи многие из инвалидов не видели смысла участвовать в общественной организации».
Но, как известно, многие замечательные вещи можно обрести, не потратив ни копейки. К ним относятся и поддержка, и уверенность в себе, и возможность самореализации. Конечно, как признаётся общественник, многие удивлялись, узнав, что работает он председателем совершенно бесплатно. Но ответ у него всегда готов: «Государство мне платит пенсию. Почему я должен быть иждивенцем? Мне хочется быть кому-то полезным».
Так сложилось, что последнее десятилетие всё его время забирала общественная жизнь. Может быть, поэтому не случилось личного счастья. Хотя инвалидность – не повод обрекать себя на одиночество. И примеры в ВОИ есть: там образовалась не одна пара. Да и сам Роман прекрасно понимает, что рядом должен быть надёжный, верный человек. Кто знает, может быть новый статус и звание ещё впереди. Ведь он, как никто другой, достоин счастья.
Траектория жизни





























Сильные не только духом
Уйти совсем из ВОИ у Романа мыслей не было. А вот отойти от руководства, которое отнимает уйму времени и моральных сил, думал последние годы. Роман говорит, пришло время переоценки ценностей. Он хочет больше времени посвятить семье и собственному здоровью.
В плане общественной работы Роман оставил для себя два направления: спорт и доступная среда. Как объясняет наш собеседник, доступная среда – это не только привычные для нас пандусы, которые, к слову, сегодня всё чаще стали устанавливать у входа в учреждения. Но дальше них дело зачастую не идёт, и инвалида-колясочника ждет масса преград. И отношение к ним, как к людям второго сорта.
На интервью наш собеседник чуть припозднился: задержали дела в ФОКе. Там благодаря инициативе местного отделения ВОИ и чете тренеров Филимоновых работает группа адаптивной физкультуры. Для занятий инвалидов в комплексе организовали все условия.
Для сравнения: в 2004 году, когда впервые в нашем городе у инвалидов появилась возможность заниматься в тренажёрном зале, туда ходила лишь пара человек. Сегодня среди ковровских спортсменов с ограниченными возможностями есть призёры соревнований всероссийского уровня. Да и как ни крути, добираться до «Звезды», где спортсмены-опорники занимались пауэрлифтингом, решались немногие.
Для особенных фанатов в ФОКе расширили выбор спортивных направлений. Появилось плавание, дартс, бочче (спортивная игра с мячом на точность, близкая к боулингу, петанку и боулзу). Кстати, местное общество в прошлом году выиграло областной грант с проектом по бочче. На 80 тысяч рублей закупили пару комплектов мячей, а ещё планируют свозить своих спортсменов на Кубок или чемпионат России.
С самой игрой, которая входит в состав паралимпийских игр, ковровские активисты ВОИ познакомились ещё в начале 2000-х на спортивном фестивале на Воробьёвых горах. В Коврове развивать игру стали только в прошлом году. Но она уже пользуется популярностью. Есть и новые задумки по досугу инвалидов. Правда, о них, как человек дела, Роман не стал распространяться. Но обещал: как только начнут претворять в жизнь – узнаем первыми!
Я. ТОРОПОВА

Оставить комментарий
Монахов душой болеет за дело, которым занимается. Все бы так!
Да хороший мужик, не озлобился на жизнь, молодец Роман.