05.02.2016, 10:17

Хранитель бренда города

Ковровчане, уже побывавшие в ледовом дворце «Ковровец», наверняка обратили внимание на дверь с вывеской «Музей физической культуры и спорта». Те, кто заходил в эту дверь, кроме витрин, кубков, медалей могли видеть экспозицию старинных мотоциклов. Мототехника эта является частью коллекции ковровского 43-летнего предпринимателя и просто увлеченного человека Льва Пестова.
Хранитель бренда города
Увлечений у Льва Николаевича много, и о каждом из них можно написать отдельную историю. Он – КМС по парашютному спорту. Он и его жена – мототуристы, которые пятикратно объехали Европу (кстати, об этом «КВ» уже писали). В последнее время он серьезно увлекся охотой. Мы же сегодня остановимся на увлечении Л. Пестова коллекционированием мотоциклов.
Музей спорта и мото-экспозиция – это первое, что посетили министр В. Мутко и губернатор С. Орлова, когда открывался ледовый дворец.
Вспомним, как все начиналось
Интерес к данного рода собирательству появился из того же мототуризма. Вроде бы уже накатались, освоили маршрут Ковров-Монако, а тяга к технике осталась. Попалась старенькая «Ява», оставил для души, оформил как памятник шестидесятым. Увлек процесс восстановления машины из груды металла. Так появился второй, третий мотоцикл... Сейчас в коллекции Пестова около 30 мотоциклов, в музее их выставлено 12. Большинство на ходу, каждый имеет свою историю. Знаменитый «Иж-Планета-Спорт» 76-го года был восстановлен из тех останков, которые кто-то сдал в чермет. Мотоцикл BMW 48-го года тоже в плачевном виде привезли из Иванова.
Даже непосвященному нетрудно догадаться, что дело это со всех сторон затратное. Вот что говорит об этом сам коллекционер: «Один из самых больных вопросов – это запчасти. Сложно найти. Приходится рыться на зарубежных сайтах. Ножное переключение к мотоциклу DKW (самый старый образец в коллекции, 34-го года) – вещь очень редкая. На сайте его предлагают купить за 930 евро. Есть объявления и на наших профильных сайтах, но такую цену просят за железку! Есть у него рычаг, а он думает, что половина «Гелендвагена» в кармане. Иной раз приходится купить некомплектный мотоцикл, с которого нужны лишь колесо, выхлопная труба да пара пружин. Правда, встречаются понимающие люди, которые могут и подарок сделать – все равно железо без дела валяется».
Наша 2-колесная история
Когда-то Ковров считали чуть ли не мотоциклетной столицей, и, как выразился Л. Пестов, звук мотоциклетных двигателей был для Коврова музыкой. Но в представленной экспозиции всего лишь два ковровских мотоцикла. Неужели это все, что можно сказать о нашем мотопроизводстве?
«Ковровской техники выпускалось много, но по сути это одна модель. Все «Ковровцы» и ранние «Восходы» похожи на К-175. Все последующие «Восходы» похожи на «Восход 2». Могу собрать всю линейку, но она будет интересна лишь нескольким узким специалистам. Другие же не найдут внешних отличий «Ковровца 175А» и «Ковровца 175Б». В музее будут стоять еще два мотоцикла: самый первый ковровский мотоцикл К-125 и еще какой-нибудь «Восход». Четырех единиц более чем достаточно».
Вообще об отечественной мототехнике коллекционер отзывается без пиетета: «Все советское мотостроение – это три модели немецких фирм DKW и BMW. Оно меня интересует прежде всего как часть истории. На них ездили наши родители, бабушки-дедушки. Для большинства это был единственный транспорт, чтобы съездить в лес за грибами, на рыбалку, в другой город. Люди, которые приходят в музей (особенно старшее поколение), остановятся, погладят «Ковровец», как живое существо. Это настолько трогательно!».
Идея создания музея
На идею создания музея Льва Пестова натолкнули путешествия по Европе. Любитель посещать технические экспозиции, он посмотрел, как организованы маленькие частные музеи в Германии, Чехии. Появилась мысль: «Ковров – город технической культуры. Есть музей оружия на ЗиДе, но туда не попадешь. На что же можно у нас посмотреть? Смысла прятать мотоциклы по гаражам я не вижу, их должны видеть люди». Когда Л. Пестов узнал, что в Коврове будет строиться ледовый дворец, а в нем предусмотрен музей спорта, обратился к начальнику УФКиС Сергею Дышакову – предложил идею музея мотоциклов.
Дышаков отреагировал живо: мотоциклы, история – это интересно. Тема закрутилась... Сейчас под мото-экспозицию отвели вдвое больше места, чем было обещано. Музей бесплатный. В дни массовых катаний, в выходные, коллекционер бывает в музее и может провести экскурсию по выставке.
В экспозиции представлены модели советских и импортных мотоциклов, манекены, одетые в старинную форму. В такой одежде на мотоцикле BMW Пестов взял приз на «Ретро-шоу» в Ярославле. Есть медали с традиционных мотокроссов, баннеры из подборок старых фотографий, плакат с автографом прославленного гонщика Владимира Кавинова, начинавшего свою спортивную карьеру в Коврове. Кстати, благодаря Кавинову и его товарищу по команде Геннадию Моисееву австрийская фирма КТМ получила мировую известность. До 1974 года фирма продавала по 10 гоночных мотоциклов в месяц. После того как на мотоциклах КТМ Моисеев становился чемпионом мира, а Кавинов – вице-чемпионом, фирма уже не справлялась с объемами производства. В кабинете руководства КТМ висит портрет Моисеева с надписью «Он дал нам работу».
Останавливаться Л. Пестов не собирается, говорит: «Хочется, чтобы экспозиция была живая». К тому же губернатор сказала, что «мы эту тему будем развивать». Кстати, ковровчане, у которых есть «что-нибудь старое и ненужное» из мотоциклетной тематики, могут поспособствовать развитию музея, передав это в дар.
Лев Николаевич благодарит участников проекта «Наследники Победы» Сергея Мостового и Егора Пухова за помощь в организации выставки и делится планами в рамках этого проекта: «Мы хотим немного изменить формат проведения праздника 9 мая. Пусть это будет музей на улице: показать технику с образцами вооружения, бойцов, которые могли бы рассказать о каждом знаке отличия на своей форме. Хотим внести в жизнь города новую струю. Интересными могут быть «твид рейды», когда люди в старинных одеждах проезжают колонной на старинных велосипедах. Это популярно в Москве и Санкт-Петербурге».
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий
Просто посмотреть на мотоциклы - здорово, но гораздо интереснее было бы прокатиться... Идея с велосипедами тоже заслуживает внимания!