11.03.2016, 10:10

«Ковровский, 125-кубовый»

В этом году завод Дегтярева празднует не только свой столетний юбилей. Есть и другая дата, может, не такая круглая, но заметная. Свое 70-летие отмечает заводское мотопроизводство. 7 марта 1946 года приказом директора завода было создано подразделение, продукция которого со временем стала, как сейчас говорят, еще одним брендом Коврова.
«Ковровский,  125-кубовый»
Приказ о создании нового производства подписал Василий Иванович Фомин, руководивший заводом на посту директора всю войну. Руководство страны высоко оценило вклад В.И. Фомина в общее дело, победу в войне. Василий Иванович награжден тремя орденами Ленина, ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-артиллерийской службы, а в 1945 году он получил звезду Героя Социалистического Труда.
Приказ о мотоциклетном производстве был подписан на основании решений Министерства вооружения. Начался новый этап в развитии завода. Может возникнуть резонный вопрос: «Завод с момента своего создания занимался проектированием и производством автоматического стрелкового оружия, к производству транспорта отношения не имел. Почему же решено производить именно мотоциклы»?
Меньше пушек, больше масла
Гражданскую продукцию Ковровский пулеметный завод производил чуть ли не с начала его создания. Разве что на фоне основной продукции это направление было не столь заметно, хотя объемы его были немаленькими. Производили инструмент. Для собственных нужд шили спецодежду и обувь. В 30-е годы делали детали для автомобилей Горьковского автозавода. В годы первых пятилеток выполняли заказы для тракторных заводов (Сталинградского, Харьковского), удовлетворяли потребности машинно-тракторных станций (МТС) в запчастях. В сороковых помогали в развертывании производства на только что созданном Владимирском тракторном заводе. Ковровская газета «Рабочий клич» в 1945 году писала, что завод им. Киркижа за годы войны увеличил производство товаров ширпотреба в пять раз.
Кончилась война, произошло значительное снижение производства оружия. Уже не требовалось каждый месяц выпускать по 20 тысяч пулеметов Дегтярева. Предприятие, оборудование, квалифицированный персонал нужно было чем-то загружать, требовалась гражданская продукция. Не сразу сориентировались, чем будут заниматься. На совещании в июне 1945 года В.И. Фомин говорил, что мы будем выпускать мирную продукцию, наверное, делать холодильники, моторы для велосипедов. Но холодильники стал делать завод в Муроме.
Лучший в мире
Нашему заводу было доверено производство первых в стране дорожных мотоциклов легкого класса. Примечательно, что многие заводы, занимающиеся изготовлением автоматического стрелкового оружия, в мирное время переходили на производство мототехники. В 40-50-е годы центрами мотоциклостроения стали Ижевск, Тула, Вятские Поляны. И это не ноу-хау, здесь учитывался и мировой опыт, и возможности технологий. К примеру, английская компания BSA в военное-предвоенное время производила пулеметы, а в мирное время – это солидная мотоциклетная фирма. Именно на оружейных заводах, где обеспечивался высочайший уровень технологии и культуры производства, была база, позволяющая производить мототехнику.
Но если в Ижевске база для развития мотоциклостроения была еще с 20-30-х годов, в Коврове все начинали с нуля. За основу был взят трофейный немецкий мотоцикл DKW RT-125. В конце 30-х – начале 40-х DKW считался лучшим в мире мотоциклом легкого класса. Он стоял на оснащении сухопутных сил Вермахта. Наши союзники также заинтересовались этим трофеем. Это уже названная фирма BSA в Великобритании и «Харлей Дэвидсон» в Америке. На мотоцикл обратили внимание и в побежденных странах, Италии и Японии («Ямаха»).
Первый в ряду «Ковровцев»
Завод фирмы DKW в Цшопау попал в советскую зону оккупации. Оборудование было вывезено в Советский Союз: часть его попала в Ижевск, часть – в Ковров. Никого из немецких специалистов на ковровском заводе не было. Это была принципиальная позиция руководства. Заводским конструкторам и технологам приходилось переучиваться на ходу. Появлялись новые технологии, например, лакокраска, которые не требовались при производстве стрелкового оружия.
Первым начальником мотопроизводства был А. Павлов. В мае 1946 года этот пост занимает Павел Васильевич Финогенов, будущий директор завода и будущий министр оборонной промышленности. Под его руководством запускается конвейер, с которого сходят первые мотоциклы. Наш вариант получил название К-125.Осенью 1946 года была выпущена первая партия этого мотоцикла, а до конца года было выпущено 279 мотоциклов.
Не все гладко шло в производстве мотоциклов. На 1947 год план по мотоциклам был установлен в количестве 12 тысяч штук. План не выполнили, произвели только 9 тысяч. Отчасти с этим были связаны кадровые перестановки в руководстве завода. В 1947 году Фомина перевели в Ижевск, на его место был назначен Маркелов, в 1948-м «эстафету» принимает Медведев, а в 1951-м – Шишкин.
Александра Сергеевича Шишкина назначили на этот пост с должности замминистра «в целях укрепления руководства завода №2», как значилось в документах. Просто директор с другого завода здесь уже не годился. И при Шишкине начался стабильный рост производства мототехники. В 1951-м выпуск мотоциклов впервые превысил 30-тысячный, а в 1953-м – 50-тысячный рубеж. Осваивалась новая модель мотоцикла К-125М, начиналось производство спортивной мототехники. Тогда своих гонщиков еще не было. Были обкатчики, которые устраивали мотопробеги сначала до Горького и обратно, затем на тысячу километров, на шесть тысяч. Это были достижения того времени.
В 1948 году на чемпионате Советского Союза по мотокроссу команда ВВС Московского военного округа (шеф команды – генерал Василий Сталин, любитель не только авиации, но и мотоспорта) в классе 125 куб.см выступала на спортивной модификации мотоцикла К-125. Чемпионом стал представитель этой команды. Потом у нас появились свои мотогонщики, свои мастера спорта...
Доступный транспорт для каждой семьи
Завод Дегтярева на заре своего мотопроизводства не изобретал ничего нового. Достижения были, но переоценивать их не стоит. Завод выполнял поставленную задачу по удовлетворению потребностей страны, нужно было массовое производство доступной машины. Один из законодателей моды в этой области, фирма BMW, свой первый мотоцикл выпустила в 1923 году, а миллионный – в 1991 году. Завод Дегтярева первый произвел в 1946-м, а миллионный – летом 1960 года! В лучшие времена делали по 250 тысяч единиц в год. Был лозунг: «Каждый четвертый мотоцикл в Советском Союзе – наш».
Кто-то с сарказмом скажет, что мы и не BMW выпускали. Но если бы немецкий мотоцикл был доступен в каждом магазине спорттоваров, как наш «Ковровец» или «Восход», многие ли смогли бы купить его на свою зарплату? А «Ковровец» был доступен практически для каждой советской семьи, был техникой достаточно надежной и приспособленной к нашим дорогам.
Евгений ПРОСКУРОВ

Редакция благодарит руководителя технического центра ОАО «ЗиД» Владимира Никулина за помощь в подготовке статьи.

Оставить комментарий