23.03.2016, 10:59

Фрагменты жизни в рамке рампы

Александр Пушкин писал о драматическом искусстве: «Драма родилась на площади и составляла увеселение народное. Народ, как дети, требует занимательности, действия, сильных ощущений... Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим волшебством...».
Фрагменты жизни  в рамке рампы
Не секрет, что театр за свое долгое существование пережил и взлеты, и падения. Время диктует определенные устои, устои и жизненные обстоятельства понуждают зрителя отдавать предпочтение определенному театральному действу. Чем живет наш театр сегодня и каков его зритель? Вдали от театральных площадок Москвы, Санкт-Петербурга и других значительных городов мы не можем судить однозначно. Регулярное посещение профессионального репертуарного театра, к сожалению, для большинства провинциалов вне зоны доступа. Довольствуемся нечастыми постановками местных народных коллективов и принимаем аплодисментами заезжие труппы.
От Кинешмы до Владимира
Уже довольно давно театральные гастроли видоизменились, как формально, так и содержательно. Репертуарные театры (со своим зданием и постоянной труппой) позволяют себе поездки только в близко расположенные города или регионы. В пример можно привести полюбившийся ковровской публике Ивановский областной драматический театр, который много лет сотрудничает с ДК «Современник». За последний сезон в Коврове прошло 5-6 его постановок. Билеты недорогие, костяк публики давно сложился – удачное стечение.
Но даже эти так называемые малые гастроли (туда и сразу обратно) – для репертуарных театров затратное удовольствие. Ведь надо везти с собой декорации, реквизит, иногда оплачивать гостиницу для актеров. Что примечательно, и принимающая сторона далеко не всегда в восторге от таких заезжих гостей. В смысле, хлопот они приносят много. Рассказывали, что как-то раз один московский театр приехал с замечательной рок-оперой в ДК им. Ногина и в качестве реквизита привез с собой настоящий церковный колокол с непременным условием, что в него будет бить звонарь. Работники дома культуры до самого конца постановки опасались обрушения балки. Вообще у репертуарного театра в отличие от антрепризы в райдере (перечне условий и требований артистов) очень много запросов. Он, конечно, зрелищнее и ответственно подходит к своему делу, но капризнее и требовательнее. И обычно для зрителя дороже.
Хотя есть исключения. Так, прошлым летом администрация ДК им. Ногина пыталась завязать контакты с Театром юного зрителя, куда входной билет – всего 150 рублей. Понятно, нужна была масштабная реклама среди школьников и их родителей. Дом культуры сам справиться не мог, а ковровское управление образования навстречу не особенно желало пойти. Проект приказал долго жить, не начавшись. В отличие от ТЮЗа, Кинешемский драматический театр с его классическим репертуаром прижился в Коврове: особенно хорошо смотрелся в «Современнике» спектакль «Мой бедный Марат», приуроченный к празднованию 70-летия Победы.
В этом сезоне ДКиТ «Родина» принимал в своих стенах Владимирский академический областной театр драмы: на спектакль с исторической основой «Андрей Боголюбский» собралось около 450 разновозрастных ковровчан. Аншлаг ли это? При наличии 600 мест не совсем. Но все же радует интерес нашей публики к подобным постановкам. И еще радует, что все-таки не пропал серьезный русский театр с его тонким психологизмом и хорошей режиссурой.
Фрагменты жизни  в рамке рампы






























Ох уж эта антреприза!
Конечно, самые большие доходы получает от провинциальной публики театральная антреприза, которая никогда не имела своей площадки, а артисты в ней – «сборная» из разных театров. В такой «сборной» обычно есть одна или несколько «звезд» для привлечения зрителя. На «ура» идут постановки, если «звезда» засветилась на телеэкране. На подмостках ДК «Современник» за последний год таким образом побывали Владислав Котлярский и Мария Голубкина («Искушение, или Последняя любовь Деда Мороза»), Александр Михайлов, Елена Проклова и Юлия Такшина («Невеста напрокат»), герои же сериала «Глухарь» и других фильмов отметились на сцене «Родины» («Эгоисты» и «Опасные мальчики»). А вот ДК им. Ногина в свое время не удалось «продать» Муравьеву и Алферову. Самое главное здесь – угадать нужного публике артиста в нужный момент. Название и суть спектакля уходят на второй план.
Бывают в антрепризе и минусы. Один театральный критик так описывает стиль популярного антрепризного спектакля: «Три ширмы, две мелодии, пять тряпок, минимум реквизита. Если что – можно все быстренько свернуть и раствориться в толпе». Но непритязательный провинциал такие минусы терпит.
Сделайте нам красиво
Антреприза, как частное коммерческое предприятие, предлагает зрителю то, чего он желает, и выгодно продает свой товар. А современный зритель желает смеяться. Поэтому больше всего в ходу антрепризные комедии. Наверное, предлагалось бы Коврову побольше мюзиклов и рок-опер, зритель и к ним бы не остался равнодушным, как к «Юноне и Авось», прошедшей в «Современнике».
Представители интеллигенции далеко не всегда могут купить для семьи несколько билетов на спектакль или концерт. Те, у кого есть деньги, зачастую относятся к искусству, увы, потребительски: «вам заплатили – сделайте нам красиво». В чем-то последние правы. В стране нестабильная ситуация: экономический кризис, упаднические настроения. Людям хочется веселья, легкости и зрелищности. В общем, праздника. Недаром ковровчане, особенно ковровчанки, благосклонно приняли артистов Московского театра оперетты и других столичных театров (заметьте, тоже антрепризу). Друг за другом прошли «Летучая мышь» и «Веселая вдова», ждет своей очереди «Венский бал».
Успех театральной постановки... Настоящему профессионалу сделать аншлаг не так уж сложно: набор популярных имен, смешной и общедоступный текст, эффектные постановочные приемы – движение, музыка, пластика. Но аншлаг бывает разный. Есть и такой, что унижает достоинство театра.
Как быть? Идти на поводу театральной толпы, угождать ее вкусам ради сиюминутного успеха и выгоды? Или подтягиваться до высоты художественных поисков и общественно значимых проблем? На эти вопросы российский театр будет искать ответы всегда.
О. АРТЕМЬЕВА

Фрагменты жизни  в рамке рампы

Оставить комментарий