24.03.2016, 11:31

Где находится остров Таймыр?

Первый Всероссийский географический диктант, прошедший по стране, обнажил еще один жирный минус нашей образовательной системы – население не знает географию России. Кто виноват и что с этим делать? На эту тему рассуждают как на уровне Министерства образования, так и на уровне отдельно взятых школ.
Где находится  остров Таймыр?
Эх мы, «двоечники»!
По инициативе президента РФ Владимира Путина и при поддержке Российского географического общества специфический диктант был написан еще в ноябре прошлого года. В марте нынешнего специалисты подвели окончательные итоги и ужаснулись. Половина участников проекта не справилась с поставленной задачей. Говоря более жестким языком – получила «двойки» (44365 человек писали диктант на 210 площадках, организованных во всех 85 субъектах РФ, и 27564 человека принимали участие в нем онлайн на сайте РГО). Некоторые эксперты считают: неудовлетворительных оценок стало бы еще больше, если бы 1070 человек не отозвали свои работы. Последние раньше других поняли, что нет смысла сдавать ответы с кучей ошибок или вообще с пустыми графами.
Лишь 191 человек из всей России, отвечая на 25 вопросов диктанта, набрал 100 баллов. Среди них 34 москвича, остальные – из республики Саха-Якутия и Тюменской области. Надо заметить, что работу имел право выполнить как школьник, так и взрослый, человек любой профессии, в том числе и специалист в области географии. В то же время члены РГО утверждают, что не готовили вопросы для профессиональных географов. Им интереснее было выяснить, «какие остаточные знания сохранились в голове разных поколений соотечественников».
В чем же россияне оказались особенно не подкованы? Да практически во всем: плохо знают географические понятия и термины, расположение географических объектов на карте, географические описания. В общем по стране самыми сложными оказались задания про вечную мерзлоту, крайнюю материковую точку России и про Ангару – единственную реку, вытекающую из Байкала.
Географ без глобуса
Итак, неутешительные выводы сделаны. Пора разобраться с причинами, приведшими к такой позорной ситуации. За комментариями мы обратились к учителям географии, которые разъясняли эту науку нескольким поколениям учеников.
Один из собеседников, настроенный воинственно, так начал свой монолог: «Обществознание, историю, русский и литературу «пополоскали», теперь перешли к географии. Ее мы тоже не знаем хорошо... А что они в Министерстве образования хотят, каких результатов, если старую школьную базу давно разворотили?».
Во-первых, до сих пор многие учителя не приемлют пресловутую тестовую систему, считают, что она мешает правильному образованию. Но здесь от их мнения мало что зависит. Во-вторых, уже давно сокращены часы на географию – в основном по одному в неделю, факультативов мало, за кружки учителям идет мизерная оплата. Смешно сказать, в старших классах при одном часе в неделю в учебник географии столько материала напихано, что дети практически все учат дома, педагог же успевает только объяснить суть заданий и как их выполнять. А многие ли выполняют? Конечно нет. Ведь в течение нескольких лет ученики не выбирали географию к сдаче на ЕГЭ, потому что маловат запрос на предмет в вузах. Даже в вузы экономической направленности вступительным экзаменом вместо экономической географии сдают физику.
В придачу недавно переработали школьную программу: в 5 классе природоведение заменили одним часом географии и одним часом биологии. Предметы для детей сложны, и нет в этой ситуации никакого погружения ни в ту, ни в другую науку, считают учителя. Если ситуацию не изменить, новые поколения школьников будут показывать знания хуже прежних.
Еще одна из причин провала в том, что работающих в школах специалистов по предмету география раз-два и обчелся. Из-за малой предметной нагрузки или из-за нехватки педагогов практикуют совместители, учителя химии, биологии или даже литературы. Качество обучения, о котором трубят на каждом углу, хромает.
Неудивительно, что школьники принимали участие во Всероссийском географическом диктанте вяло и написали его хуже, чем взрослые.
Планов громадье
В одном из интервью представитель комиссии РГО Александр Лобжанидзе рассказывал, какие нововведения будут в диктанте в следующем году. Обещал постепенное расширение его границ: проверять знание географии как нашей страны, так и ее соседей; отдельно затронуть географические экспедиции, историю географических открытий и т.д. А еще сократить время на ответы.
Осилим новую глыбу? Вряд ли. Нам бы разобраться в элементарном и выучить наконец часовые пояса России, которые за последние годы указанием сверху были изменены несколько раз.
Но в Географическом обществе унынию нет места. Его первый вице-президент Николай Касимов озвучил рецепт от неудовлетворительных результатов: «Прежде всего, надо много путешествовать. Второе – много читать о путешествиях. Ну и третье, самое главное, учить географию». Ну что ж... Будем стараться по мере сил и возможностей. А то стыдно зарубежным соседям в глаза смотреть.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий