01.04.2016, 11:04

Врачи – не боги

Отделение на втором этаже ЦГБ внешне ничем не выделяется. Длинный коридор, палаты, пост медсестры. Здесь, как и в других, ставят диагнозы, назначают лечение, операции. Но попасть туда боятся больше всего. Меж тем ежегодно в нём принимают более тысячи пациентов. Речь об онкологическом…
Врачи – не боги





























Страх в неведении
Каждый год заболеваемость раком растёт в среднем на 1% . Специалисты констатируют: тенденция всемирная. К кому обратиться, если заподозрили что-то неладное в своём организме, сколько на обследование уйдёт средств, нельзя ли заразиться, постоянно находясь рядом с больным? Вопросов у обывателей много. Мы адресовали их заведующему городским онкологическим отделением, главному внештатному онкологу города Евгению Докорину.
«За рубежом, – рассказывает он, – крупные онкологические центры изучили заболеваемость сотрудников, которые много лет ежедневно работают с раковыми больными. Результаты, полученные от исследований, позволяют говорить, что люди, находящиеся рядом с таким контингентом, заболевают не чаще, чем остальные».
А вот генетику врачи всё же со счетов не сбрасывают. Однако ей отводят лишь около 3% от общей заболеваемости раком. Если из поколения в поколение он даёт о себе знать родственникам, необходимо тщательно следить за своим здоровьем и с 30 лет регулярно обследоваться, даже если ничего не беспокоит.
В помощь – диспансеризация. Только, увы, возможностью обойти докторов и сдать необходимые анализы пользуется даже не каждый второй ковровчанин. Хотя врачи уверяют: в XXI веке молодые тщательнее следят за собой. Причина банальна: здоровье гарантирует трудоспособность, а та – благополучие материальное.
Итак, первый, к кому нужно бежать, если чувствуете неладное, – к терапевту. В каждой больнице есть смотровой кабинет, где медик может выявить внешние признаки болезни. Если локализация очевидна – поможет узкий специалист: стоматолог, гастроэнтеролог, гинеколог и т.д.
Общее обследование по назначению врача пациент может пройти бесплатно, по полису медицинского страхования, как и более высокоточное, уже в учреждениях облцентра или даже столицы – по квоте. Правда, сколько придётся ждать своей очереди, неизвестно.
Простой пример, не связанный с раком, но хорошо иллюстрирующий мысль. Когда готовился этот материал, нашему корреспонденту довелось побывать в одной из городских поликлиник и стать случайным свидетелем неприятного разговора. Пожилая женщина в кабинете врача возмущалась тем, что на анализ МНО крови её могут записать не раньше, чем через месяц, а ей нужно сдавать его дважды в неделю.
Цифры и факты
В 2015 году в Коврове и Ковровском районе впервые на учет поставили 600 человек с онкологией, умерло от рака 285. А всего зарегистрировано 4575 человек, которым диагностировали злокачественное образование. Из них 2676 состоят на учете с момента постановки диагноза 5 и более лет.
Период этот врачи называют пятилетием выживаемости. Рецидив, как правило, случается в первые два года. По истечении 5 лет после успешного лечения болезнь редко возвращается. Хотя такие люди пожизненно стоят на диспансерном учёте у онколога.
Первой причиной роста уровня онкологии называют возросшие возможности диагностики. А вот способствуют ли ему какие-нибудь внешние факторы – однозначно сказать сложно. Так из-за чего же появляется этот пресловутый рак? «Стресс, депрессии способствуют развитию онкологии, – продолжает Евгений Докорин. – Часто, говоря о болезни, я сравниваю наш организм и его работу с оркестром. И вот в один момент случается сбой. Одна клетка начинает развиваться не так, потом размножаться и двигаться по организму. В итоге находит мишень. Причем от момента появления этой клетки до образования опухоли может пройти и 10-15 лет».
К сожалению, как утверждают медики, онкология долго может не проявляться и не давать сигнала в виде боли, которую считают сторожевым псом любой другой болезни. Человек может чувствовать слабость, усталость, недомогание и не придавать этому значения. По статистике, чаще всего заболевают в возрасте 60-69 лет. Но рак не жалеет никого.
В СМИ то и дело появляются объявления о сборе пожертвований на лечение молодых людей, детей за границей. Это предпочтение близких или рекомендация врачей. Однако и у нас оказывают помощь. Так в Коврове онкологическое отделение на 40 коек работает почти с самого открытия Центральной городской больницы, причем, в тесном сотрудничестве с Владимирским клиническим онкологическим диспансером. Как объясняют специалисты, онкология – область, где программу лечения должна составлять врачебная комиссия, а не один специалист. А поэтому консультации с областью неотвратимы.
Что касается кадров, говорят, в онкологическом отделении их в достатке: коллектив слаженный, работают три специалиста. А вот онкологические кабинеты, которые по сути должны работать чуть ли не в каждой поликлинике, – слабое звено. Исходя из численности населения города и района их должно быть в Коврове около 8. В городе работает только один.
В самом же отделении с марта 2015 года открыли и дневной стационар. Как заверяют в больнице, очерёдности нет, все, кому необходима помощь, её получают. В прошлом году только на круглосуточное пребывание в отделение поступило 1647 человек, на дневное – 474, провели 337 операций, 1737 курсов химиотерапии. Кстати, последняя цифра за последние пять лет возросла почти в 2,5 раза.
Рак до конца не изучен, а поэтому так страшен. Есть три метода лечения – хирургический, химио-терапевтический и лучевой. Операция – не гарантия излечения. Квоты, дорогостоящие препараты для онкобольных – темы, достойные отдельного разговора. Кстати, врачи заявляют: онкология I и II стадии излечима более чем в 90% случаев. Если стадия III, то шанс на успех снижается до 50%. Современная медицина оставляет надежду и тем, чья болезнь достигла IV стадии. А что с теми, кого уже не излечить?
Не всесильны
Паллиативная помощь – одна из актуальнейших тем современного здравоохранения. Произошло название от латинского «pallium» – плащ. Современная паллиативная медицина складывалась на протяжении второй половины ХХ века, ее возникновение связано с именем Сесилии Сандерс, основателя хосписного движения. Это комплекс мер поддержки неизлечимо больных и их семей. Сюда входит и облегчение страданий, и психологическая помощь.
Наиболее развито движение в Москве и Санкт-Петербурге, хотя структурные подразделения паллиативной помощи есть и в регионах. Ждут изменений и во Владимирской области. На местах будут открывать отделения, кабинеты паллиативной помощи. Появится кабинет и в КГБ №2.
К сожалению, тема обеспечения медикаментами в нашей стране тоже болезненная. Лекарственные средства больницы закупают на основании ФЗ №44 по средством котировок и аукционов. Получается, что пока заявка проходит все инстанции, минует несколько месяцев. Поэтому-то и случаются перебои в поставках препаратов. И онкологическое отделение не исключение.
Как объясняет руководство ЦГБ, при острой необходимости врачебная комиссия принимает решение о разовой закупке препаратов. Но финансирование лечения на одного пациента диспансера нельзя назвать достаточным, ведь, как и на всё, цены на медикаменты поднимаются. Признаются врачи, что сказались на ситуации и санкции. Ведь многие препараты импортного производства, а в онкологии их большинство, и некоторых из них сейчас нет в стране. Специалисты надеются, что ситуация временная. Препараты планируют заменить отечественными, и об этом уже заявляют в федеральных СМИ руководители здравоохранения.
Я. ТОРОПОВА

Оставить комментарий