19.04.2016, 15:54

Неустойчивый период пулеметного завода

В одном из материалов, посвященном 100-летнему юбилею завода им. Дегтярева, говорилось, с каким трудом принималось решение об организации в нашем городе этого предприятия. Однако тот факт, что Ковров стал городом оружейников, свершился не сто лет назад, не сразу после принятия судьбоносного решения. Это случилось в 1927 году. До тех пор судьба завода была, что называется, в подвешенном состоянии.
Неустойчивый период пулеметного завода
В 1918 году Главное артиллерийское управление направляет конструктора-оружейника Владимира Федорова в Ковров на пулеметный завод с предписанием развернуть производство ружей-пулеметов (с 20-х годов они стали называться автоматами Федорова). Федоров ведет работу по национализации завода. В Российской империи все крупные оружейные заводы, будь то Тульский или Ижевский завод, были казенными. Так что в данном случае советская власть возвращалась к традициям. Летом 1919 года завод был национализирован. Федоров освоил производство ружей-пулеметов и переключился на дальнейшие конструкторские работы. Им было создано первое в стране проектно-конструкторское бюро по оружейной тематике. Разрабатывались образцы пулеметов и автоматической винтовки. В работе принимают участие Дегтярев, Шпагин, Симонов...
Из кризиса в кризис
Вот так в нескольких строках можно описать события первых 10-11 лет жизни завода. Но это был крайне неустойчивый его период. Время, когда предприятие выбиралось из одного тупика, чтобы оказаться в другом. Приезд Федорова в Ковров выпал на период, когда страна, надорвавшаяся на Первой мировой войне, находилась в тяжелейшем экономическом кризисе. Советская власть понимает, что надо восстанавливать экономику, и в первые месяцы 1918-го года был взят курс на демобилизацию военной промышленности. На ковровском заводе производство оружия еще не налажено. Завод даже не числится в списках военных предприятий. Нужен ли в таких условиях еще один оружейный завод?
Но разворачивается Гражданская война. Потерян Сестрорецкий завод. На Ижевском заводе выступают против советской власти. Тульский оружейный завод один не в силах заменить выбывшие из строя предприятия. В конце 1918 года принимается решение, что Ковровский пулеметный завод нужен советской власти. При карточной системе, на голодном пайке разворачивается производство автоматов Федорова. И к началу 1920-го года Ковровский завод значится уже на третьем месте в списке оборонных предприятий.
Вопрос перепрофилирования завода снова всплыл после окончания Гражданской войны. Численность рабочих на Тульском и Ижевском оружейных заводах в десятки раз была выше, чем на Ковровском. Наш завод за 5 лет выпустил 3200 автоматов Федорова, тогда как в Туле производили десятки тысяч винтовок в месяц. Происходила частая смена руководства на предприятии (за один 1924 год сменилось несколько управляющих). К середине 20-х годов размывается слой технических руководителей, что особенно болезненно для завода. Все это свидетельствовало не в пользу сохранения оружейного профиля. Помощника управляющего завода по технической части (на современный лад – главный инженер) Георгия Апарина вызывали в Москву по вопросу о переводе завода на выпуск гражданской продукции. К тому же в верхах пришли к заключению, что калибр 6,5 мм, который использовался в автомате Федорова, слабоват. Решили, что все оружие должно быть только под винтовочно-пулеметный трехлинейный патрон 7,62 мм. Да и не те экономические условия, чтобы разворачивать производство иного боеприпаса. К середине 1925-го года Ковровский завод, как пулеметный, оказался не у дел.
Федоров и Дегтярев спасли завод
В. Федоров с начала своего приезда в Ковров озаботился необходимостью собственного инструментального производства. Успехи в его организации были налицо: после свертывания производства автомата и пулемета Федорова инструментальное производство на заводе становится основным.
Так что мог произойти поворот завода в сторону гражданской продукции. Но к тому времени в Красной армии возникла проблема с ручными пулеметами. Разработки такого пулемета в Коврове проводились. В. Дегтярев со своим образцом участвовал в испытаниях 1924 года. Испытания для него прошли неудачно. Лучше себя показал тульский пулемет МТ (Максима-Токарева), но в дальнейшем и он оказался не очень хорош, были необходимы доработки. В. Дегтярев продолжил работу над своим образцом, и к 1927 году был готов доработанный вариант. Новые испытания показали, что ручной пулемет Дегтярева превосходит не только тульский МТ, но и немецкий пулемет Дрейзе.
Заводу заказывается первая партия пулемета в количестве 100 штук. Для предприятия, которому грозило перепрофилирование, это был заметный шаг вперед. В 1927 году пулемет ДП-27 принят на вооружение Красной армии. В. Федоров применил свой принцип унификации к этому образцу, и в следующие два года армия получила еще два пулемета: в 1928 году – пулемет Дегтярева авиационный ДА, в 1929 году – пулемет Дегтярева танковый ДТ.
Эти работы знаменитого оружейника позволили сохранить пулеметный завод. Правда, в 1927 году Ковровский пулеметный завод меняет свое название до неузнаваемости. Он становится Инструментальным заводом №2. Режим секретности такой, что в Малой Советской энциклопедии от 1931 года говорится о крупной ткацкой фабрике в Коврове, о железнодорожных мастерских, но ни слова не сказано о заводе ИнЗ №2.
Дегтярев тем временем получает задание на разработку крупнокалиберного пулемета, ведутся работы по пистолету-пулемету. Завод в полную силу развивается как пулеметный и становится для Коврова градообразующим.
Евгений ПРОСКУРОВ

Редакция благодарит руководителя технического центра ОАО «ЗиД» Владимира Никулина за помощь в подготовке статьи.

Оставить комментарий