26.04.2016, 10:23

Четвертый класс. Пора испытаний

Экзамен. Контрольная работа. Проверочная работа. И даже проверочный экзамен. Как только не называют первое серьезное испытание для российских четвероклассников. И каких только мнений не высказано на его счет, особенно со стороны родителей, которые очень переживают за своих маленьких школьников.
Четвертый класс.  Пора испытаний






























«Как ни успокаивай, как ни объясняй, мой ребенок боится, что в случае неудачи его оставят на второй год. Вбила себе в голову, и точка. А мне не нравится, что в последние полгода в классе все силы брошены на изучение трех предметов. Понятно, школе нужны хорошие показатели. Но не за счет же других дисциплин».
«С сентября мы с дочерью потихоньку готовимся к нелегкому выпуску. Скачиваем с Интернета примерные тесты, разбираем материалы, пишем диктанты. Она справится. Но я не хотела бы такой нагрузки на свою четвероклассницу. Это не просто контрольные работы, а усложненные контрольные. Говорю не голословно, ведь мы с учителем на нескольких родительских собраниях обсуждали задания, он советовал каждому, на что особенно обратить внимание, по какому вопросу подтянуться. Огромное ему спасибо».
«Нервное напряжение у нас есть, конечно, но незначительное. Наверное, потому что моя дочь – отличница, а по математике даже участвовала в областной предметной олимпиаде. Как ни странно, самым сложным для нее будет ВПР по окружающему миру. Причем не только для нее, и для одноклассников тоже. Недавно учительница проводила для детей пробный тест. Вы только представьте себе, отвечая на 3 задания, они должны написать мини-сочинения! К примеру, на такую тему: «Расскажите, что вы знаете о светофоре». А в тесте 18 заданий, на которые всего-навсего 60 минут».
Сразу надо расставить точки над «i». Относительно этого учебного года речь идет именно о всероссийской проверочной работе (сокращенно – ВПР). Баллы, набранные за нее, никак не повлияют на итоговые годовые оценки и никак не скажутся на переводе ребенка в другой класс. Фамилии учеников не будут афишировать, вместо фамилии – определенный код. Поэтому педагоги утверждают: опасения родителей насчет ухудшения оценок совершенно напрасны, как и беспокойство о том, что предстоящая ВПР нанесет непоправимый вред хрупкой психике ребенка.
Проверочная работа, ожидаемая в мае, уже не первая. Напомним, пробная версия была в декабре минувшего года. Вот тогда школьный народ, и маленький, и большой, действительно немного «потрясло».
Во-первых, потому что детей только начали приспосабливать к системе ЕГЭ, а она не каждому сразу дается. Часто бывает: знания у ребенка есть, только показать он их может в другой форме. Но не будем рассуждать на тему тестовой оценки знаний, вокруг нее уже сломаны тысячи копий. Четвероклассникам еще повезло, что за ВПР в виде ЕГЭ они не получат оценок.
Во-вторых, школьный народ и, конечно, родители опасались подводных камней. А неприятные сюрпризы тогда и впрямь случились. Задания для ВПР по математике, русскому языку и окружающему миру были составлены с учетом того, что школьники прошли всю программу 4-го класса по каждому предмету. А в декабре они были лишь в середине пути! Понятно, что дети «зависали» над тем, чего попросту еще не знали. Далеко не каждый ребенок в таком возрасте поймет, что взрослые имели глупость подсунуть ему материал, который он попросту не проходил. Он подумает: сам виноват – забыл, недоучил. Возможно, поэтому некоторые дети и родители сейчас боятся предстоящей ВПР?
По отзывам учителей начальной школы, на пробной версии детям сложнее дался русский язык, чем математика. Не диктант, который был первой частью работы, а теоретический блок заданий. За 45 минут предлагалось выполнить 13 заданий, тогда как во время обычной контрольной работы четвероклассники трудятся над пятью-шестью, не больше. В принципе, все дети, и те, кто послабее, и те, кто посильнее, справились с ВПР по русскому языку – набрали нормальное количество баллов. Но показали бы результаты еще лучше, если бы им дали хотя бы час. Это мнение педагогов. Правда, Министерству образования при составлении ВПР реплики с мест, как всегда, неинтересны.
Зачем же нужна проверочная работа без персональных данных об испытуемом? Что хотят узнать чиновники от образования? Возможно, реальный уровень успеваемости детей на выходе из начального звена. Ведь много лет существует одна и та же картина: часть детей, которые заканчивают 4 класс на «отлично» и «хорошо», в 5-6 классах учатся хуже. Этому есть ряд причин, связанных и со сменой психологического климата, и с возрастными особенностями, и т.д. Вот и современные реформаторы задумались над вопросом, не дутые ли оценки у младшеклассников и, соответственно, не работают ли учителя начальной школы спустя рукава.
Это объяснение – всего лишь предположение. Кстати, ничуть не хуже той размытой версии, которую дают некоторые представители комитета по образованию. Или утверждения главы Минобрнауки, что самое главное здесь – выстраивание единой системы оценки образования на всех уровнях подготовки школьника.
Делать нечего, вспомним советскую школу, когда в одно и то же время проводились министерские контрольные работы. Начнем привыкать к этому. И надеяться на хоть какую-нибудь стабильность. Ведь именно от частых перемен и неизвестности люди впадают в ненужную панику.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий