04.05.2016, 09:11

Страсти по информатике

С какого класса лучше вводить информатику? Почему в одной школе этого предмета даже в седьмом классе дети не проходят, а в другой с пятого – пожалуйста? И вообще, успевает ли школьная программа за скачками прогресса? Подобными вопросами задаются ковровчане, опасаясь за отсутствие достаточной компьютерной грамотности у своих детей.
Страсти по информатике
Недавно статистики провели независимое исследование среди взрослого населения, 1853 опрошенных высказывали свое мнение, когда нужно начинать изучение информатики в школе. 33% считают, что с 1-го класса, 14% – с 3-го, 25% – с 5-го, 11% – с 7-го, 5% – с 8-го, 4% – с 10-го, 2% – с 11-го, 3% – информатику в школе вообще изучать нецелесообразно.
Сразу оговоримся, что задача предмета «информатика и ИКТ», вопреки расхожему мнению, вовсе не в том, чтобы сделать школьников продвинутыми персональными пользователями компьютера. Пользователей ПК готовят на компьютерных курсах, где дают, в принципе, элементарную информацию: какие кнопки на клавиатуре за что отвечают, как работать с парой-тройкой программ и другой простейший набор действий. Когда-то подобные курсы собирали толпы взрослого народа.
Считается, что поскольку сейчас с раннего возраста у детей есть разнообразные гаджеты, им не составляет труда быстро понять, что у компьютера к чему. А уже в начальной школе на уроках технологии на информатику отводят некоторое время – приблизительно 20 часов в курс. Кроме этого, в течение школьных лет с любого возраста ребенок может посещать кружки или факультативы по профилю, если образовательное учреждение отведет на предмет часы и если есть педагоги, которые взялись бы за дело.
Сейчас в школах практикуют так называемый вольный подход к преподаванию информатики как предмета. Внутри каждой – по-своему, где-то раньше ее вводят, где-то позже. В зависимости от количества свободных часов, от предпочтений школы и т.д. Разумеется, в любом образовательном учреждении обязаны учитывать федеральный компонент, по которому информатика однозначно должна быть с 8 класса. Но вскоре по новым ФГОСАм изучать ее будут с 7 класса. Случается, что в школе некому вести информатику. Что тут скажешь... Нехватка кадров – проблема не ученика и родителя, а школы и управления образования.
Информатика делится на две части: информационные технологии как таковые и собственно информатика – то есть программирование, чисто математическая наука. Как было сказано выше, с информационными технологиями у большинства детей особых проблем нет. Несмотря на это, детей учат приемам работы с текстом, с базами данных, учат строить таблицы и делать рисунки. Как утверждают педагоги, 40 процентов часов на это отводится.
Страсти по информатике
А вот программирование – другое дело. Более серьезное. Впитывая его азы, школьник осваивает задачи, считает без помощи калькулятора, развивает логическое мышление. Конечно, программистами будут далеко не все выпускники школ, и даже не каждый десятый из них. Тем не менее детям предмет нужен, а также интересен.
Показателен в этом плане наш городской конкурс по информационным технологиям. В нынешнем году среди учеников 8-11 классов – продвинутых пользователей офисных программ (на сей раз программирование в конкурс не входило) за победу бился 31 человек. К сведению педагогов и родителей, с первым (знание текстового редактора Word) и третьим (подготовка презентации в программе Power Point) заданиями справились 90% школьников, а вот со вторым (создание электронной таблицы Excel) – меньше половины.
Хоть предмет пользуется популярностью и нужны стране it-специалисты, информатику к сдаче на экзамене выбирают не многие ученики – 20-30 процентов от общего количества. А может, и меньше. Это зависит от степени его востребованности в вузах.
Некоторые родители считают, что школьная программа по информатике не может успевать за прогрессом в мире компьютерных технологий. Педагоги в ответ говорят, что ей и не надо этого делать, мало увязана она с прогрессом. И добавляют: не стоит начинать изучение информатики как предмета в раннем школьном возрасте, с седьмого класса – самый оптимальный вариант. Иначе дети совсем утонут в компьютерном пространстве. А это чревато ухудшением зрения, сколиозом, физической неразвитостью и т.д.
Так и тянет встать на сторону учителей в этом вопросе. Однако что-то останавливает. Например, тот факт, что компьютерные презентации к урокам практикуются уже в начальной школе, или что тексты докладов дети обязаны не от руки писать, а в Word. О «поисковых работах» в Интернете, куда отсылают повсеместно, уж и не говорим. Выходит, без навыков работы с компьютером (читай – без освоения информационных технологий) ни туда и ни сюда.
О. АРТЕМЬЕВА

Страсти по информатике

Оставить комментарий