13.06.2016, 12:41

Александр Фолифоров в элите велоспорта

Вы хотели бы отправиться в путешествие по Италии? Странный вопрос, не правда ли? Ведь абсолютное большинство ответило бы на него утвердительно. А если путешествие это будет не на комфортабельном автобусе, а на спортивном велосипеде? Да по 200 км в день под палящим солнцем на максимальных скоростях! И все это «удовольствие» на 21 день! Думается, ряды желающих отправиться в турне на таких условиях заметно поредеют. А уж способных выдержать такой вояж – единицы. Лично нам из ковровчан известен лишь один такой герой. Зовут его Александр Фолифоров, а «путешествие», в котором он принял участие, – всемирно известная велогонка Джиро д’Италия.
Александр Фолифоров в элите велоспорта
Велогонщик-профессионал Александр Фолифоров – сын заслуженного тренера по велоспорту Сергея Фолифорова, брат чемпиона мира по спортивному ориентированию на велосипедах Антона Фолифорова. Последний раз мы общались с Александром в 2013 году. Тогда он участвовал в молодежных гонках, гонял, как у них говорят, по андерам (возраст 19-22 года). У него был контракт с континентальной командой «Катюша». И в планах велогонщика имелись виды на победу в многодневных европейских гонках, рассчитывал он побороться за призы первенства мира среди андеров. Также Александр надеялся перейти в команду протура. Поясним, что протур – команда элиты велоспорта. Континентальная же команда – это молодежная команда, гонщики которой мечтают дорасти до протура.
После Джиро д’Италия Александр Фолифоров на пару дней вернулся в Ковров.
Нам удалось встретиться со спортсменом в его столь краткосрочный «отпуск», поговорить о достижениях за последние два года и, разумеется, о последней гонке.
«В 2014 году на гонке «Тур де л’Авенир» я стал четвертым, на двух этапах занимал второе место. Выиграл два этапа в гонке «Ронд де л’Изард», а также один из этапов в «Гран-при Адыгеи». В 2015-м на два года подписал контракт с профессиональной командой «РусВело» (с приходом нового главного спонсора наша команда стала называться «Газпром – РусВело»). Это проконтинентальная (проконти) команда, второй дивизион в велоспорте. Первый год в профессионалах – тяжелый, соперничаешь со «звездами». В общем зачете гонки «Вуэльта Андалусии» (Испания) был пятнадцатым. На «Гран-при Сочи» выиграл этап и общий зачет. Чемпионат России прошел для меня неудачно. Была проблема с коленом, потребовалась операция. Восстановился в ноябре и начал подготовку к новому сезону».
– Александр, расскажите о подготовке к Джиро д’Италия?
– Джиро д’Италия – это одна из трех самых престижных шоссейных велогонок так называемого Гранд тура. Есть еще всем известная гонка «Тур де Франс» и «Вуэльта Испании». В Джиро д’Италия участвует 18 команд протура, а также 4 команды проконти, получившие специальное приглашение от организаторов. В середине января мы узнали, что наша команда получила это приглашение. В команде 22 гонщика, из которых на гонку отбирались 9. Участие в Джиро д’Италия – моя мечта с детства. Следил за ней внимательнее, чем за Тур де Франс. Я понял, что мечта моя может сбыться и усердно готовился, думая лишь о гонке. Еще в начале года руководство команды рассматривало меня как кандидата на Джиро д’Италия, но официально состав команды объявили лишь за неделю. Для нас это первая гонка Гранд Тура (21 этап, 3460 км). И все же рассчитывали побороться за место в первой двадцатке (всего в Джиро д’Италия участвовало около 200 велогонщиков. – Ред.). Нашим лидером был Сергей Фирсанов, я – его помощником на горных этапах.
– Каково это, день за днем проезжать по 200 и более километров и выдержать 21 день такого испытания?
– Я и сам не понимал, как можно столько ездить. До этого самой продолжительной гонкой, где я участвовал, была восьмидневка «Тур де л’Авенир». А здесь в 2,5 раза больше. Успокаивал себя тем, что всем будет одинаково тяжело. Нужно терпеть, выстоять психологически. И началось: гонка-переезд-отель, гонка-переезд-отель. Но не может человеческий организм на протяжении трех недель такой гонки чувствовать себя хорошо. Я знал, что будут дни, когда все не то, все бесит, все болит. Тогда может появиться мысль сойти с дистанции. Главное – пережить эти дни. Такими для меня стали 7 и 18 этап. Не самые сложные этапы, но накопилась усталость, ехать было невыносимо.
– Однако Александру Фолифорову удалось несколько этапов завершить вплотную к призовой тройке...
– На 13 этапе мог побороться за призовую тройку, но по неопытности избрал на финише неправильную тактику и оказался на 12 месте. То, что смогу закончить всю гонку, я понял на 20 «королевском» этапе, одном из самых сложных. Чувствовал себя отлично и финишировал пятым.
– И все же результаты этих этапов – не главное ваше достижение. Могли ли предположить, что станете победителем 15 этапа?
– Разделка в гору – это моя коронка (разделка – индивидуальная гонка с раздельным стартом. – Ред.). В групповой гонке можно схитрить и стать победителем. Здесь же все решает сила: кто сильнее на горе, тот и победит. Но там ехали великие гонщики, поэтому думал, что место в первой десятке – максимум, на что могу рассчитывать. И это был бы отличный результат.
После финиша меня неожиданно приглашают на место текущего лидера. Должны финишировать еще 57 человек. А регламент таков, что последними стартуют лидеры общего зачета. Я был уверен: те, кто в последней двадцатке, покажут лучшее время. Следил за происходящим час двадцать. И лишь лидер гонки показал со мной одинаковое время, секунда в секунду. А через пару секунд объявили, что он второй. Непередаваемое чувство! Мы ехали почти 29 минут (дистанция чуть больше 10 км, сплошной подъем в гору. – Ред.), и я обошел его на 0,12 секунды.
– Что-то изменилось после такой победы?
– Первая часть гонки проходила для нашей команды не очень удачно, хотя по результатам этапов мы и попадали в Топ 10. Руководство команды на нас не давило, но намекало, что пора оправдывать приглашение. Наверное, пристальнее всех за нами наблюдали европейские СМИ. Именно за командами проконти. Команда протура могла проехать плохо, и ей бы слова не сказали. Из 22 команд, принимавших участие в гонке, 10 не выиграли ни одного этапа. А проконти должны доказывать, что их участие не случайно. В прессе писали, что команда «Газпром-РусВело» незаслуженно едет на Джиро. Этому послужил тот факт, что обычно в гонке все четыре команды проконти являются итальянскими. А на этот раз вместо одной из них поехали мы. После моей победы критика в наш адрес прекратилась.
– Что теперь с вашими планами перехода в команду протура?
– Мне сейчас 24 года. По меркам велоспорта – молодой возраст. Этой победой я вывел себя в элиту велоспорта. Это начало карьеры. Хотелось бы начать выигрывать гонки высшего уровня и как можно дольше на этом уровне оставаться. «Газпром-РусВело» меня всем устраивает. В команде ко мне прислушиваются, идут навстречу. А разница между командой протура и командой проконти лишь в том, что нам нужно получать приглашения на большие гонки. Уверен, приглашения будут.
В этом сезоне у велогонщиков еще много важных гонок, а также чемпионат Европы и Олимпийские игры. О том, на каких соревнованиях планирует выступать Александр Фолифоров, мы писать пока не будем. Как говорится, хочешь насмешить бога – расскажи ему о своих планах. Лучше будем внимательно наблюдать за его выступлениями и с удовольствием рассказывать о достижениях. Желаем спортсмену удачи и новых побед!
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий