03.03.2015, 12:47

Память сильнее времени

Память сильнее времениПамять сильнее времениПамять сильнее времени












Знаете ли вы, кто такой Игорь Петрович Монахов? С этого вопроса начинается виртуальная мини-экскурсия, которую проводят в Мелеховской школе №1 ученики-шестиклассники. С ноября прошлого года и по сегодняшний день они планомерно обходят аудиторию за аудиторией, чтобы подробнее познакомить других детей с личностью Солдата, Учителя, Писателя, чье имя с весны 2014-го носит их школа.
Краткая справка: В годы Великой Отечественной войны Игорь Монахов воевал в 262 стрелковой дивизии, был начальником радиостанции. Дважды раненный, он тем не менее закончил войну вместе со своей дивизией в сентябре 1945 в Порт-Артуре. В мирное время после педагогического института он работал в ковровских школах, одно время – директором школы рабочей молодежи. В 1968 году Игорь Петрович пришел в Мелеховскую школу №1 учителем русского языка и литературы, а впоследствии стал руководителем начальной военной подготовки (военруком, как раньше говорили).
История о красном галстуке
Если бы не Игорь Петрович, возможно, в школе никогда бы и не было музея боевой славы, посвященного 262 стрелковой Демидовско-Хинганской Краснознаменной ордена Суворова II степени дивизии. Задумка родилась в одном из походов, куда он частенько отправлялся со своим классом. Как-то у костра речь зашла о необязательном и забывчивом мальчике (к слову, ныне вполне успешный, состоявшийся человек). Дети жаловались, что мальчик этот тянет класс назад: то «двойку» получит, то на урок опоздает, то пионерский галстук забудет надеть. И тут Игорь Петрович вспомнил историю, произошедшую на фронте...
Разведчики получили задание взять языка. Но подобраться к немцам вплотную никак не удавалось, группы возвращались ни с чем. Около военных вертелся Ваня Вражейкин, мальчишка лет двенадцати из деревеньки неподалеку. Зная, как пробраться к нужному месту, он предложил свою помощь. Мальчишку взяли в развед- группу. Перед отправкой разведчикам следовало сдать все документы, награды, личные вещи, вплоть до газет и табака, чтобы, в случае чего, фашисты не поняли, кем они являются. Дошла очередь до Вани. Старшина сказал ему: «Красный галстук надо снять». А он в ответ: «Если я в плен к немцам попаду, как они узнают, что я пионер?». Вот такой пример патриотизма, пусть наивного, но искреннего.
История заинтересовала учеников Монахова. Естественно, посыпались вопросы: «а что дальше с Ваней было?», «увидел ли он Победу?». Учитель ответил, что не знает, но если они хотят, можно попробовать найти Вражейкина.
Так началась поисковая работа, а немногим позже родился музей. В этом году, 9 мая, ему исполнится 40 лет.
Живой музей
Все эти годы школьный музей ни на день не закрывался и пополнялся экспонатами. Личные вещи, документы, письма переданы фронтовиками, ветеранами 262 стрелковой дивизии.
Краткая справка: Дивизия №262 была сформирована в июне-июле 1941 года во Владимире. Состояла в основном из частей НКВД, из жителей Владимирской и Ивановской областей. Наши земляки практически полностью попали в состав «безвозвратных потерь» в 1942 году под городами Ржев и Белый, во время одной из неудачных операций маршала Жукова под названием «Марс». Из полного окружения выбрались единицы.
Один из выживших – наш земляк Владимир Алексеевич Петров – прошел всю войну. Он был частым гостем на встречах, проводимых в школьном музее.
Выйдя из кольца, дивизия переформировалась, пополнилась свежими силами. Поэтому письма активистов-музейщиков из Мелехово летели в разные уголки бывшего СССР. Постоянно поддерживалась связь со многими ветеранами (сейчас их осталось 23), потомками фронтовиков. Правда, в последнее время стало страшно отправлять поздравительные открытки, признается руководитель кружка «Активисты школьного музея» Ирина Ильиных. А вдруг адресата уже нет в живых?
Через Интернет на сайт музея выходят родственники солдат и офицеров из дивизии с просьбой отыскать какую-либо информацию многолетней давности. Год назад в музей обратилась племянница Сергея Владимировича Рощина, политрука 945 стрелкового полка. Родственники имели о нем только скудные сведения: погиб 6 декабря 1941 года под Смоленском в деревне Калиновка. В ходе поиска выяснилось, что под Смоленском дивизия эта стояла в 1943 году. А деревня, где погиб политрук, называлась Коленовкой и располагалась в Московской области. Мелеховские ребята, связавшись с подмосковными школьниками, нашли могилу Рощина. «Ну теперь-то я умирать спокойно могу», – во время телефонного разговора сказала сестра Сергея Рощина. Позже на адрес музея пришла посылка с конфетами. Рассказывая о погибшем политруке, юные экскурсоводы угощали конфетами других детей.
Во Владимирской области есть поисковое объединение «Гром». С ним взаимовыгодно сотрудничает музей. Поддерживает связь и с поисковиками России. Да что далеко ходить! Ковровчанин Алексей Стрижов, создатель частного музея, проводил акцию «В каждую школу – экспонаты». Юные музейщики тут же отреагировали и получили немецкую саперную лопатку, хлорницу, входящую в набор каждого немецкого солдата, и другие вещи.
Мы за ценой не постоим
Не забыты музеем и мелеховцы, воевавшие в других дивизиях. Им посвящен раздел «Мелеховцы в боях за Родину». Судьбы земляков просятся на страницы художественной книги. Вот, к примеру, Алексей Семенович Катаров – кавалер ордена Александра Невского. Такую награду получали только офицеры и только за личное мужество во время проведения боевых операций, которое способствовало их успешному завершению. Сам офицер-артиллерист рассказывал, что точно не знает, за какую операцию он удостоен ордена. Когда наши войска освобождали Польшу в районе Вислы и Одера, он отличился дважды. В первый раз при начале переправы старший офицер выбыл из строя, и Алексей Катаров принял командование на себя. Переправа была обеспечена. Второй эпизод связан с костелом. В нем на самом верху засели немецкие снайперы и обстреливали обозримое пространство. Артиллеристам приказали так снять снайперов, чтобы архитектурный памятник остался целым. Из орудия было сделано три выстрела, два из которых сугубо «на пристрел», а последний снес лишь самую верхушку сооружения.
Несколько лет назад Алексей Семенович умер, но дети помнят его историю. Теперь, к сожалению, ушли в прошлое уроки мужества – ветеранов все меньше и слишком преклонные у них годы. В микрорайоне поселка Мелехово, закрепленном за школой, их осталось трое. А в музее хранится Книга памяти.
Чтобы дети знали
В помещении музея – полутьма. В углу мерцает огонек – аналог большого Вечного огня. В школьном музее хранится история. История войны. История жизни солдат. История их подвига. Среди множества экспонатов есть достаточно редкие: солдатский медальон-пенал с вкладышем, хлебная карточка, портрет-виньетка фронтовых лет, наручники, которыми немцы приковывали своих солдат-смертников к пулеметам...
И все-таки главное, что музей не застыл в вечности. В нем всегда что-то происходит. 15 человек – постоянный состав детей, занимающихся в кружке «Активисты школьного музея». Они несут на себе основную нагрузку. К работе подключаются другие ученики, когда задание получает практически вся школа или отдельно взятый класс. Здесь проводятся тематические и обзорные экскурсии (экскурсантами являются и ковровские школьники), разноплановые занятия, уроки, конкурсы чтецов, театрализованные постановки. Даже для самых маленьких – первоклассников – устраивают Праздник первого посещения школьного музея, где каждому дарят книгу «Память ищет приюта», которую написал тот самый Игорь Монахов.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий