16.08.2016, 10:16

В противовес большому кино

На эту тему искусствоведы будут писать диссертации, а может, и сейчас успешно этим занимаются. И касается эта тема телевизионных сериалов. За нулевые и десятые годы этого столетия кино данного формата снято столько, что займись ты исключительно его просмотром, на это у тебя уйдут годы и даже десятилетия, если, конечно, раньше не слетит «кукушка».
В противовес  большому кино
Разумеется, сериал – это не детище современного кинематографа, были они и при Союзе. Тогда народ с огромным интересом смотрел и пересматривал многосерийные «Семнадцать мгновений весны», «ТАСС уполномочен заявить», «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Вечный зов». А когда демонстрировали «Место встречи изменить нельзя», даже преступность в стране снижалась. Шерлок Холмс и доктор Ватсон, а также знаменитый квартет Дюма зажили у нас новой жизнью после экранизации их приключений. В дни школьных каникул с нетерпением ждали повторения польского сериала «Четыре танкиста и собака», а взрослая аудитория не оставалась равнодушной к расследованиям комиссара Каттани из фильма «Спрут». И с удовольствием подпевали: «Не вешать нос, гардемарины!», когда эти самые гардемарины в очередной раз скакали по делам государственной важности.
Единственным недостатком тех фильмов являлось то, что их было не очень много. Новый век устранил данный недостаток полностью – можно сказать, искоренил. Правда, пришлось пережить переходный период, когда на экраны выходили «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», «Просто Мария». Тогда в обиход вошло новое значение слова «мыло». Пропустил 258-ю серию «Санта-Барбары» – не беда. Никаких принципиальных изменений в сюжете за столь короткий промежуток времени не произошло. На то она и мыльная опера.
Сейчас зритель больше стал доверять российскому кино, которое можно увидеть дома, лежа на своем любимом диване, нежели его аналогу, что демонстрируется в кинотеатрах. Порой диву даешься: в сериалах и актерская игра, и качественный юмор, и интрига, не дающая спокойно дождаться очередной серии. Бывает, поставишь сериал на сон грядущий – раз, и уже утро, а ты не спавши. Где, спрашивается, все это в новых полнометражных фильмах? Достойные работы по пальцам перечесть можно, все остальное – тоска и уныние.
«Сейчас большие режиссеры или уходят из кино, или идут в сериалы. Появилось много очень неплохих сериалов. Нормальная публика стала смотреть кино дома», – так считает актер Валерий Баринов, который и сам частенько появляется в данном формате. Нельзя сказать, что процесс оттока режиссеров присущ только нашему кинематографу. И в Голливуде довольно успешные киноделы нет-нет да исчезают из поля видимости, чтобы внести свой вклад в продолжение популярного сериала.
В сериалы шли и идут хорошие актеры. Редко найдешь кинозвезду, в чьей фильмографии нет таких проектов. Порой роль в добротном сериале может стать украшением той самой фильмографии. Взять хотя бы «Участок», признанный народным детективом. В. Золотухин, Т. Догилева, А. Булдаков, Н. Русланова – замечательно исполненные, запоминающиеся роли. А есть роли в сериалах, ставшие визитными карточками актеров. Например, участковый Кравцов в том же «Участке» сделал еще популярнее Сергея Безрукова. Хотя роль Саши Белого после выхода на экраны «Бригады» уже была культовой ролью этого актера. «Бригада» же стала своего рода трамплином в карьере Вдовиченкова, Дюжева, Майкова, сыгравших друзей Саши Белого. А разве не вернула роль ехидного циника доктора Быкова из «Интернов» популярность Ивану Охлобыстину? И как-таки не сказать о сериале «Ликвидация»? Давид Гоцман (Владимир Машков) и его друг, в прошлом карманник Фима «Полужид» (Сергей Маковецкий) – сцены их одесских диалогов можно пересматривать бесконечно.
Трудно найти исторический период, о котором бы не сняли сериал. Самым же интересным периодом для воплощения на экране, похоже, является Великая Отечественная война. Приводить примеры не имеет смысла, таких сериалов великое множество. Послевоенные годы? «Ленинград 46», «Чёрные волки», «Легавый». Гражданская война? «Котовский», «Страсти по Чапаю», «Девять жизней Нестора Махно». Были сериалы о жизни Петра Первого и Екатерины Великой, о Столыпине и Фурцевой, о Жукове и Чкалове. Людмила Зыкина, Людмила Гурченко, Петр Лещенко, Леонид Утёсов, Анна Герман – биографии этих великих артистов, знакомых каждому советскому гражданину, легли в основу киносюжетов. Посвящали фильмы не столь великим, но все же знаменитым Мишке Япончику и Соньке «Золотой ручке».
Правоохранительные органы и криминал – эта тема для кино непроходящая. Здесь и полиция до революции («Сыщик Путилин»), и милиция после нее («Господа-товарищи», «Лиговка»). «Марьина роща», «МУР есть МУР», «Однажды в Ростове», «Одесса-мама», «Следователь Тихонов», «Чума» – по этим фильмам можно судить о работе правильных ментов с окончания войны до лихих девяностых. «Улицы разбитых фонарей», «Тайны следствия», «Ментовские войны» – герои этих сериалов пришлись по душе зрителям, поэтому вот уже десять и более сезонов мы наблюдаем за их успехами. Тема ментов и бандитов не отпускает наш кинематограф и по сей день. Наверное, не осталось ни одной службы, которую бы обошли вниманием. «СОБР», «Глухарь», «Дознаватель», «Топтуны», «Гаишники»... Этот перечень далеко не полный. Что нового еще можно придумать? Можно. «Полицейский с Рублёвки», например. Оказывается, богатые тоже плачут.
Был «слой» сериалов о приключениях в местах, совсем уж отдаленных, – «Прииск», «Платина», «Хозяйка тайги». И как не вспомнить многим полюбившиеся комедии «Сваты», «Физрук», «Универ», «Кухня», «Воронины»... А что там насчет армии? Тоже популярная тема. Сразу вспоминается сериал «Солдаты». Сколько тогда сезонов сняли? Много снимали о горячих точках – «Грозовые ворота», «Охотники за караванами», «Стреляющие горы». А также «Спецназ», «Десантура», «Сармат»... Если пальму первенства по количеству отснятого материала держат полицейские сериалы, второе место занимает армейская тема, то «бронзовую медаль» можно присудить медикам. Это выше названные «Интерны», а также «Склифософский», «Земский доктор», «Я лечу», «Самара» и наш ответ «Доктору Хаусу» – «Доктор Тырса». Правда, говорить об этом можно с оговоркой: сериалы о профессиях, все вместе взятые, вряд ли могут конкурировать с объемом сериалов для домохозяек, где любовь-морковь и тому подобное.
Конечно, среди такого многообразия киноматериала очень много попадается сериалов посредственных и даже откровенно слабых. Некоторые из них вызывают протест. Федерация биатлона так яростно ополчилась на «Выстрел», что тот убрали с показа. Союз десантников России отправил письмо создателям фильма «Родина», назвав их творение провокацией и оскорблением офицеров спецподразделений ГРУ.
Да, сейчас трудно найти сферу нашей жизни, которую бы упустили из вида кинематографисты. Трудно, но можно. По-прежнему нет кинофильмов и сериалов для детей и подростков, таких, например, какими стали для советской детворы фильмы о приключениях Электроника и Алисы Селезнёвой.
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий