23.08.2016, 09:23

Моя Маша не хуже соседского Саши

До нового учебного года осталось совсем немного, и родители будущих первоклассников делают выводы, насколько их малыши готовы к школе, с гордостью рассказывая, чему любимых чад уже научили на всевозможных платных курсах «подготовишек». У школьных психологов и других специалистов в области педагогики мы выясняли, а так ли нужны современным детям знания с пеленок? И выяснили, что в первую очередь курсы неплохо бы пройти самим папам и мамам.
Моя Маша не хуже соседского Саши





























Чужая тётя маму не заменит
В Коврове платные подготовительные центры для дошколят существуют не первый год и продолжают расти, как грибы после дождя. И частным порядком, и при школах. Потому что спрос велик. Бытует мнение, что водить туда малыша для достижения хорошего результата надо в среднем два раза в неделю и не меньше года. Нам не интересно, в какую сумму выливаются эти походы, все зависит от толщины родительского кошелька. Для некоторых деньги не главное. А что тогда в приоритете? Время, которого, как обычно, не хватает на собственного ребенка (хотя его тратится немало на поездки в центр и ожидание у дверей). В дефиците терпение, которое надо приложить, самостоятельно развивая малыша. Чужой тете отдать проще, утешая себя тем, что мы-то «университетов не кончали».
По мнению специалистов, три кита, которые лежат в основе будущих успехов маленького дошкольника, – развитый кругозор (для его возраста), связная и обдуманная речь, хорошая моторика рук. Любой родитель, совершенно не подкованный в вопросах педагогики, в состоянии дать своему ребенку нужный багаж. Было бы желание. А писать и считать научат в школе, для того она и существует. Детишкам, прошедшим цикл усиленной предварительной подготовки, откровенно скучно бывает на уроках, когда другие выводят закорючки. Из-за скуки теряется интерес.
Психологи утверждают: если родители тратят по 25 минут в день на общение с детьми, системное обучение их каким-то навыкам, успех гарантирован. Главное, правильно расставить акценты. Обратить большее внимание на лепку или конструирование, если моторика у ребенка слабо развита, или книжки почитать, если словарный запас невелик. А что касается бесед... Ограничиваться вопросами «не обижали ли тебя в детском садике?» и «что ты ел сегодня на обед?», простите за откровенность, глупо. Не стоит стесняться обсудить с маленьким человечком реалии жизни, поинтересоваться его эмоциональным состоянием, научить, как правильно вести себя с другими детьми и взрослыми. Жаль, что некоторые молодые родители сами воспринимают мир несколько неадекватно и демонстрируют «чудеса» воспитания.
Так, в одной из школ города был такой мальчик-первоклассник, который возмущенно сбрасывал со своей парты учебники с тетрадями, если в классе хвалили не его, а кого-то другого. При таких эмоциональных взрывах учеба ему казалась совсем не интересной. Кстати, он был умняшкой, а перед школой ходил на курсы и к тому же дома занимался. Только вот зря его папа с мамой на высоченный пьедестал вознесли.
А другой мальчик любил в разгар урока вдруг залезть под стол. Психолог пояснял, что в маленьком закрытом пространстве ребенок этот чувствует себя защищенным от проблем извне. Привычка появилась не случайно: родители ребенка пили часто и скандалили.
Малыш новой формации
При выпуске из детского садика каждого ребенка диагностируют. Речь не о состоянии здоровья тела, а, скажем так – о состоянии мозговых клеточек. Отнюдь не на умение писать и считать, не на знание иностранного языка ориентируются проверяющие. Схема диагностики предельно проста. Первое, что надо выяснить, – осознает ли ребенок, что в его жизни будет новый период, умеет ли выполнять требования, общаться с окружающими. Прошлогодние итоги по городу в целом показали, что около 15% детей не имеют должной мотивации. Печально, но с каждым годом все больше незрелых в этом плане детей. Адаптация к школе порой затягивается на целый год. Причины – опять же занятость родителей, неликвидированные проблемы со здоровьем ребенка (к примеру, с дикцией) и социум, в котором малыш пребывает.
О социуме разговор особый. Известно всем: у среднестатистического современного малыша общение в дефиците, а его мир заполнен не живыми людьми и впечатлениями, а гаджетами, где модель мира искажена порой донельзя. Телефоны или планшеты «заботливые» мамы и папы подсовывают ему с завидной регулярностью. Даже самому маленькому, который еле-еле может предметы в руках держать. Яркие картинки – скудная замена настоящей жизни. И вред от них колоссальный – от замыкания в себе до откровенной агрессии. Мало того, у ребенка развивается неправильное зрительное мышление (когда он, не останавливая внимание на чем-то конкретном, не запоминая, перелистывает в уме информацию, как пресловутые компьютерные страницы).
Важно также понять, на должном ли уровне у будущего первоклассника развитие внимания, памяти, речи, мышления. Слава богу, здесь у нас пока «средняя температура по больнице». Однако напрягает то, что неуклонно растет количество детей, не преодолевших порог – с задержкой в развитии. В минувшем учебном году ковровская психолого-медико-педагогическая комиссия 13 детей, закончивших первый класс, перевела в класс выравнивания (8 человек) или в школу №16 (5 человек). С согласия родителей. А есть и дети, у которых родители упрямятся, не желая признавать очевидного и нанося тем самым травмы дочерям и сыновьям.
В советские времена, говорят, были такие клубы для родителей, где они учились уму-разуму. Почему бы не устроить нечто подобное для современных пап и мам? Ниша в городе не занята, можно даже бизнес построить. Ведь найдутся же у нас люди, которые для пользы детей переступят через лень и свое зачастую ничем не подкрепленное амбициозное «я».
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий