06.09.2016, 11:41

На «ты» с учителем

Молодые сегодня неохотно выбирают социально важные профессии, ставя на первое место материальное благополучие. Неудивительно, что в здравоохранении, образовании такой дефицит кадров. И всё же среди молодёжи есть те, для кого в приоритете призвание, а эталоном стал учитель или врач, преданный своему делу. Представитель педагогического сообщества в Молодёжном Совете города Светлана Канчук именно из этого числа.
На «ты» с учителем





























Ей всего 24 года. Но уже 5 лет она преподаёт в своей родной школе №8. Предложение прийти в неё в качестве молодого учителя она получила от руководства ещё будучи студенткой вуза. Светлана училась на 3 курсе Шуйского педагогического университета, когда впервые вошла в школьный класс уже не на практику, а на работу.
Тогда ей доверили вести историю в пятых классах. Причём она продолжала учиться очно. Так несколько лет она жила на два города: два дня в неделю работала в Коврове, все остальные проводила на учёбе в Шуе. Даже маленькая зарплата девушку не смутила.
Светлана говорит, что у неё была цель и она к ней шла. Ей хочется что-то изменить в этом мире, по-крайней мере внести в это свой вклад. А сделать это, по её словам, можно в первую очередь через воспитание и образование людей. Так что результаты детей для неё – лучший мотиватор. Ну а девиз – ни дня без творчества. Сегодня она уже классный руководитель, преподаёт не только в средней, но и в старшей школе. Всё лето проводит в лагере «Солнечный», а ещё работает в центре допобразования.
– Светлана, сложно завоевать авторитет у ребят? Ведь сегодняшняя молодёжь взрослая не по годам, амбициозная, а вы, получается, немногим старше.
– Откровенно говоря, шла в старшие классы с опаской. Переживала, что молодого педагога воспринимать не будут. Но всё оказалось совершенно по-другому. Иногда мне кажется, что им даже проще и интереснее с молодыми учителями, чем с педагогами с большим опытом. Сама модель, когда учитель весь урок рассказывает материал, а ученики внимательно слушают, устаревает. Школьникам больше нравится включаться в процесс, размышлять, высказывать своё мнение. Поэтому стараемся использовать интерактив, работу группами, организовывать дискуссии.
К счастью, в профессии меня поддержали и коллеги, и родительский комитет класса, в котором мне отвели классное руководство. В школе жива система наставничества, и это очень помогает. У меня был прекрасный пример – Татьяна Михайловна Савина – учитель истории и обществознания и мой классный руководитель. Ну и в родной школе и стены помогают. С учителями, которые недавно меня учили, теперь общаемся как коллеги.
– Ещё 5-10 лет назад говорили о том, что дипломированные педагоги не идут в школы, оседают совершенно в других сферах. Вы окончили вуз два года назад. Что-то изменилось?
– Судите сами: из нашей вузовской группы в 10 человек в сфере образования работают трое. Многие молодые приходят в школу, но надолго там не задерживаются.
– А у вас не было расхождения представлений и реальности? Не разочаровались?
– У меня изначально не было розовых очков. На протяжении всего вузовского обучения у нас были практики в лагерях, детских садах, школах, очень тесный контакт с детьми. Собственно, то, к чему нас готовили, то я и увидела в жизни. В вузе нам не рисовали идеальную школу, идеальных детей. Нам никто никогда не говорил о большой зарплате, о том, что тебя сразу примут в коллективе, что к профессии учителя особое уважение. Так что я была вооружена.
– Ну а какие проблемы вы увидели, придя в школу?
– Первое, с чем столкнулась, – это проблема поддержки молодых учителей: в социальном плане, в плане жилья, заработной платы, которая у молодых специалистов, не имеющих категории, мизерная. К сожалению, программа педагогического высшего образования, методическое обеспечение, которое даётся в вузах, не успевают за временем, за постоянно обновляющимися школьными программами.
– Что пожелаете российскому образованию и тем, кто собрался связать с ним свой трудовой путь?
– Конечно, хотелось бы пожелать большего финансирования. Если сравнивать, например, частные и государственные школы, очень видна разница и в оснащении, и в тех программах, которые преподаются, и в возможностях, которые есть у учеников. Ну а тем, кто не побоится взять на себя ответственность воспитывать, – терпения, стремления, постоянного развития. Это три «кита», которые помогут реализоваться в педагогике. К сожалению, сегодня на целый школьный выпуск, а это класса четыре, приходится лишь несколько человек, которые желают получить профессии учителя, врача, воспитателя, остальных манят более «экзотические».
– А какую цель преследовали, подавая документы в качестве кандидата в Молодёжный Совет?
– С классом мы проводим время и вне школы. Каждый год, планируя внеклассную работу, сталкиваемся с тем, что нам некуда сходить в городе, мероприятий для школьного возраста немного. А поездки в другие города не всем семьям по карману. Городу нужны перемены в этом смысле. Ещё хотелось бы, чтобы поменялись формы работы с молодёжью в учреждениях культуры. В её воспитании очень важна краеведческая составляющая. Но на мероприятиях в тех же музеях, библиотеках очень скоро подросткам становится скучно. Не умаляю заслуг работников этих заведений, но каждый возраст требует своего подхода. Опять же в городе множество коллекционеров, интересных людей, но для школьников эта тема остаётся совершенно нераскрытой. Молодёжь можно увлечь, нужно только подобрать правильную форму.
Словом, Светлана хочет, чтобы у её воспитанников было детство, о котором будет что вспомнить. Чтобы они, так же как и она, нашли себя в родном городе и прожили жизнь, полную впечатлений и эмоций.
Я. ТОРОПОВА

Оставить комментарий