27.09.2016, 11:17

О пользе и вреде «заочки»

В Министерстве образования задумались об отмене заочного и дистанционного образования. Правда, пока лишь для ряда специальностей: экономистов, юристов и менеджеров. Коснется данная реформа только первого высшего образования и не затронет магистратуру.
О пользе и вреде «заочки»















Официального постановления на сайте министерства еще нет. Но ходят слухи, что данные реформы коснутся вузов уже в следующем году. Считается, что таким образом удастся, с одной стороны, повысить качество образования, с другой, снизить количество специалистов по указанным специальностям, которых сейчас в стране в избытке.
Но заочная и дистанционная формы обучения – это прежде всего возможность для студентов получить образование, совмещая его с работой. Не секрет, что по ряду специальностей бюджетная форма обучения просто отсутствует, поэтому возникает необходимость образование как-то оплачивать. «Заочка» всегда была оптимальной формой обучения для категории людей со средним достатком и высокой занятостью. Лишившись такого шанса, многие абитуриенты окажутся перед непростым выбором: каким-то образом обучаться очно или поступать на другую специальность, которая, возможно, будет уже не так интересна.
Так что понизить количество названных выше специалистов министерству, вероятнее всего, точно удастся. А вот что насчёт качества заочного образования, тут единого мнения нет.
Юлия Смольянинова, проректор КГТА по учебной работе и развитию, существенной разницы между очной и заочной формами в плане качества обучения не видит. «Если говорить о дистанционном и заочном образовании, тут всё зависит от самого человека. Если человек хочет учиться, заинтересован в получении знаний, он их получит. Если же нет, то тут всё будет как в пословице – можно привести коня на водопой, но нельзя заставить его пить. Если человек выполняет все требования учебной программы, то он получает абсолютно те же знания, в том же объёме, что и на дневной форме, потому что учебный план полностью идентичен», – уверяет Юлия Владимировна, прибавив, что среди выпускников академии часто встречаются те, кто получил красный диплом, обучаясь заочно.
Разница лишь в форме подачи материала. Дистанционное образование предполагает взаимодействие преподавателя и обучающихся через информационные системы, с использованием сетей и коммуникационных возможностей Интернет-технологий. При заочной же форме студенты получают знания из методических материалов, имея при этом время от времени личный контакт с преподавателем. Но сосредоточиться на материале сложнее, для самообразования требуется выдержка и самодисциплина, которыми не все обладают. Так что минусы в данном вопросе, конечно, есть. Но достаточно ли их для отмены «дистанционки»?
В вузах на эту тему ведутся жаркие споры: кто-то говорит, что данная реформа Министерства образования необходима, кто-то – что бесполезна. Юлия Смольянинова уверена, что у человека должен быть выбор, он должен сам решать, какая форма получения образования для него наиболее удобна.
Разумеется, по ряду специальностей дистанционная форма обучения и вовсе неприемлема, например, в медицине. Но в Ковровском медицинском колледже нашли выход: с этого года там вводится очно-заочное отделение, где студенты могли бы днём работать, а вечером учиться. Возможно, данная форма оптимальна в современных реалиях?
Анна ОРАНОВА

Оставить комментарий