04.10.2016, 10:08

В ожидании революции

Революционная ситуация в коммунальной вотчине давно назрела. Низы не желают по-прежнему оплачивать некачественные услуги, а верхи никак не могут придумать новые правила расчета.
На момент подготовки этой статьи новые нормативы потребления коммунальных услуг так и висели на сайте ДЦиТ в статусе проектов постановлений администрации области. Хотя из этих проектов следует, что с 1 ноября уже этого года должны вступить в силу: норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев 1 куба холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и нормативы по электроснабжению в жилых помещениях при отсутствии приборов учета. Там же висит проект нормативов на общедомовые нужды, но дата их введения не обозначена.
В ожидании революции
Этот загадочный норматив
Оба документа долгожданные, но еще более ожидаемы понятные механизмы их применения. Скажем, норматив на подогрев горячей воды.
Вот что по этому поводу думают граждане: «Вот скажите, а зачем мне этот утвержденный норматив, если на доме общедомовой узел учета, который фиксирует не только расход воды на ГВС, но расход тепловой энергии? Каждый месяц плачу по-разному, потому что подогрев разный. Получается, что по счетчику на ГВС я плачу одну сумму, а вот, следуя рассчитанному для утверждения нормативу, должен гораздо меньше!»
Выходит, нормативы нужны только для «бесприборников». Остальным они – что мертвому припарка?
Мыслями по этому поводу с нами поделился наш старый «эксперт» председатель ТСЖ Михаил Булкин. «На сегодняшний день департамент лишь подтвердил, что норматива нагрева одного куба воды нет. И что тепловые организации рассчитывают его сами. Там, где счетчики, весь нагрев делят на кубы, и каждый месяц нагрев куба разный. Но где это прописано? Дело в том, что такой формулы нет. Она выдумана ресурсоснабжающими организациями и УК. При применении двухкомпонентного тарифа (он уже три года действует в области) везде, где стоят ОДПУ на ГВС, компонент тепловой энергии должен считаться исходя из норматива на подогрев. Если я реально слил 5 кубов ГВ, я должен умножить объем на норматив подогрева и заплатить. Из того, что накрутил общедомовой счетчик, должны вычесть это нормативное потребление гигов, и остаток делить по площади. И тогда нагрев 1 куба воды, независимо от того, есть счетчик в доме или нет, остается константой. А все остальное – это отопление: нагрев полотенцесушителя, подвалов, чердаков и прочие теплопотери при горячем водоснабжении. А мы не можем применить это до сих пор».
Когда нельзя, но очень хочется
Установка приборов учета во многом сняла напряженность. Во всяком случае квартирное (личное) потребление уже не вызывает вопросов. А если и вызывает, то только к домочадцам. А вот ОДН... Что ни делают активисты многоквартирных домов, нет-нет да вырываются ОДНы из-под контроля, как черт из табакерки. Да ладно бы расход подкреплялся реальным потреблением. Но скажите, куда могут расходоваться тонны общедомовой воды?
Все ждут нормативов, которые хотя бы ограничат начисление платы ОДН на собственников. Но главный вопрос остается открытым – а что делать со сверхнормативными расходами электроэнергии, горячей и холодной воды? Кто за эти ресурсы заплатит: ресурсоснабжающая организация, управляющая или все же жители?
Если мы проследим всю историю с ОДН с 983-го постановления губернатора о новых нормативах, которое впервые было опубликовано 31 августа 2012 года, обнаружим, что оно так и не вступило в действие, а вот меняли его неоднократно. Но при этом главный жилищный инспектор на встречах с населением, в своих интервью почему-то настойчиво упоминает о нормативах ОДН, как о свершившемся факте.
Более того, нам стал известен прецедент, когда в 2016 году по жалобе одного собственника на чрезмерно большие начисления на ОДН жилинспекция выписала предписание ЖСК произвести перерасчет платы за ХВС и ГВС на ОДН жителям дома начиная с июня 2013 года. Как? В порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг (ПП 354), ГЖИ взяла данные о площади мест общего пользования с сайта, некие нормативы на ОДН, постановление губернатора № 672 от 11 июня 2013 и обязала ЖСК с этой даты оплатить все сверхнормативные расходы. В июле этого года предписание пересчитать за три года сверхнормативные ОДН получил ряд ЖСК. Понятно, что делается это за счет содержания и текущего ремонта, но все же...
Получается, в соответствии с постановлением губернатора № 672 начиная с 2013 года у всех управляющих организаций есть обязанность оплачивать общедомовые сверхнормативные потери. И для этого не требуется никаких договоров и соглашений с ресурсоснабжающими организациями. Нормативов на ОДН нет, а обязанность оплачивать сверхнормативные расходы есть. Такой вот парадокс.
И в других регионах власти идут на этот хитрый ход. И в случае жалоб населения наказывают управляющие компании за сверхнормативное потребление ОДН. Действительно, согласно Правилам (ПП 354) сверхнормативное потребление на ОДН обязаны взять на себя УО, если собственники не приняли на собрании решение платить за все самим пропорционально площади. Вы про такие собрания что-нибудь слышали?
Вместе с тем Минстрой в разъяснениях по этому поводу делает вывод – при отсутствии действующих нормативов ОДН применение пункта 44 аб.2 Правил ПП 354 по сверхнормативам не предусмотрено. Но письма Минстроя носят лишь рекомендательный характер.
И до настоящего времени ни ГЖИ, ни прокуратура этот пункт не применяли. А теперь прецедент создан, который не оспорен в суде. Но даже если в судебном порядке получится признать нормативы на ОДН не действующими, ситуация для управляющих организаций не изменится. Тогда все так называемое общедомовое потребление может считаться сверхнормативным.
В общем, тени на плетень ЖКХ наводится все больше. И при всех разговорах чиновников об открытости и прозрачности разобраться в сплетении жилищно-коммунального законодательства все сложнее. Кому-то эта мутная вода только на руку. Но однозначно не жителям.
И. АРИНИНА

Оставить комментарий