18.10.2016, 12:41

Трудиться всегда пригодится?

Недавние высказывания нового министра образования Ольги Васильевой по поводу возвращения в школы общественно-полезного труда всколыхнули страну. Держава тут же разделилась на два лагеря с полярными мнениями. Так нужны ли современному школяру субботники, уборка классов, дежурства и остальные трудовые «повинности», которые когда-то прививались ему с первых классов, больше в воспитательных, чем в образовательных целях? Мы задали этот вопрос землякам-ковровчанам.
Трудиться всегда пригодится?
Мария, 22 года: Мне очень повезло – мой муж родом из деревни, сам чинит, сам строит, хоть и тридцати лет нет, свое дело завел, где руки рабочие на вес золота. А некоторые молодые люди, которые предпочитают сидеть в офисах, в собственном доме гвоздя не забьют – вдруг молотком по пальцу, розетку не починят – вдруг током ударит. И вообще, «черная» работа не входит в круг их обязанностей. У таких вот пап и мам сейчас подрастают дети – их копии, белоручки в квадрате. Разве это хорошо и правильно?
Ирина, 50 лет: Я не могу сказать, что в детстве общественно-полезный труд у меня вызывал восторг до фанатизма или откровенный негатив. Это было как само собой разумеющееся, что класс мы мыли сами, вытирали доску, собирали металлолом-макулатуру. В летнем пионерском лагере дежурный отряд накрывал на столы, убирал посуду, стоял «на воротах», следил за чистотой на территории. Слава богу, все мои товарищи выросли нормальными людьми, никто от работы не получил физическую или психическую травму. С позиции взрослого человека понимаю: людей труд объединяет, делает дружнее. Есть еще пара аргументов «за».
Вот моего двадцатилетнего сына заставить убрать комнату – целая проблема. Если бы не только дома, но и в школе бы его в свое время приучали к работе, возможно, сейчас с уборкой было бы легче и ему, и мне. И не только с уборкой.
Нельзя беречь родное чадо от всего на свете и особенно от работы. Иначе, простите за банальность, отсутствие труда превратит человека в мартышку.
Юлия, 20 лет: Я считаю, что в школах труд должен быть, но в разумных пределах. Помыть подоконник или полить цветы – нормально. А вот если бы моего ребенка отправили убирать территорию вне школы, однозначно я была бы против. Мало ли что накидают на улице маргиналы! Не хочу, чтобы мой будущий сын уколол палец о наркоманский шприц – тут никакие перчатки не спасут. Поэтому учителя обязательно должны предоставлять на подпись родителям бумагу, в которой было бы указано, как и где будет работать ученик.
Максим, 45 лет: Я законопослушный налогоплательщик. Доля моих налогов идет и на то, чтобы город убирала соответствующая организация, например, САХ, чтобы полы в школах мыли уборщицы, а пришкольную территорию мели дворники. Если кто-то из взрослых не выполнил свою работу, пусть их наказывают. Мои несовершеннолетние дочери не должны исправлять положение вещей. За собой убрать – вот это вполне допустимо. Если приучать ребенка к труду, то на базе уроков технологии под контролем педагогов. Для девочек – швейные машинки и приготовление пищи, для мальчиков – станки. Или выводить детей на производства, где нет для них опасности, по предварительному договору. Я за профориентацию в чистом виде. Я таким образом приобрел навыки электрика. Пригодилось в жизни.
Андрей, 21 год: К детскому труду в школе я отношусь сугубо положительно. Надо помогать школе. Почему бы и нет? Мы все это делали. А сейчас на субботниках в родной школе учителя сами убирают, гребут, метут. Боятся, что накажут за использование детской рабсилы. Кстати, были такие случаи, читал в Интернете: несколько лет назад в Екатеринбурге прокуратура опротестовала правила школ, по которым школьники должны были убирать классы и ходить на субботники. А прокуратура Новодвинска по заявлению одной из мам привлекла к ответственности директора школы, разрешившего дежурство во время уроков. В общем, чем дальше, тем чуднее. Я за то, чтобы детям разрешили посильно трудиться, причем по закону. А своего ребенка я бы заставил трудиться, даже если бы было запрещено.
Наталья, 40 лет: Я считаю, что инициатива министра образования очень положительная. Зачем после ее слов раздули проблему, стали кричать «ай-я-яй», как нехорошо эксплуатировать детей? Не понимаю. Работая в сельской школе уже 18 лет, говорю со всей откровенностью: в сельской местности детский общественно-полезный труд никто никогда не отменял. Дежурство по классу (кроме мытья полов), генеральная уборка кабинетов в конце четверти, дежурство в столовой многие годы остаются неизменными. В реалиях современного дня субботники стали называться экологическими десантами. Причем в мою школьную бытность мы убирали только территорию школы, теперь и территорию поселка. Правда, с введением нового закона «Об образовании» учителя стали брать с каждого родителя письменное разрешение на участие ребенка в общественно-полезном труде. Родители всегда были согласны. На моей памяти только один случай стал исключением, когда на субботник не пожелал идти девятиклассник, а другие возмутились: «мы тогда тоже не пойдем». Однако классный руководитель серьезно поговорил с семьей, и класс в полном составе работал.
Если детей не приучить к подобной работе с детства, они никогда не станут ее выполнять и на других людей будут смотреть свысока, как на прислугу. Думаю, что в городских школах с возвращением общественно-полезного труда будут проблемы: там много детей, за которых все делают родители, няни, домработницы. Здесь родители, а за ними и дети, избегая работы, давно ссылаются на статью «Закона об образовании». Воспитывать надо в первую очередь взрослых, ограждая таким образом детей от тунеядства, высокомерия и зазнайства.
Опрос проводила
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий