22.11.2016, 11:23

Школа жизни?

На минувшей неделе в одной из ковровских школ произошло ЧП. С одной стороны, рядовое – девочки третьеклашки разбили телефон одноклассника. Такое случается в каждой школе, в основном среди ребят из начального звена. Телефон разобьют, портфель порвут, одежду испачкают – у детей, завоевывающих свое место в «стае», много способов самоутверждения. Но из рядовых это происшествие переросло в серьезный конфликт. И таковым его сделал классный руководитель ребят.
Школа жизни?
Замки, побои, телефон
Мы не станем называть ни номера учебного заведения, ни имен участников конфликта. Расскажем лишь о самой ситуации и абсурде, до которого ее довели взрослые люди.
9-летняя Маша с этого года ходит из школы до дома самостоятельно. Родители знают график ее передвижения поминутно. Когда в минувший вторник дочь задержалась на несколько минут, папа позвонил ей на телефон. Трубку взял классный руководитель. Объяснила, что это она задержала Машу и еще нескольких детей, что в классе произошел конфликт, но он улажен и скоро дети придут домой. Через 15 минут мужчина снова позвонил дочери, и трубку снова взяла учительница. Она предложила папе прийти за дочерью, так как та находится в состоянии, в котором отпускать девочку одну она не хочет. Папа чуть дар речи не потерял. Позвонил супруге, и та помчалась в школу. Дочь она застала в истерике – девочку всю трясло от всхлипываний.
Из монолога учительницы взволнованная мама Маши поняла, что компания из нескольких девочек, среди которых оказалась и ее дочь, серьезно набедокурила: «Украли навесной замок в спортзале, избили одноклассника и разбили его телефон».
Из претензий учителя у мамы девочки сложилось впечатление, что ее дочь чуть ли не лидер этой группировки, спланировавшей и реализовавшей план нападения и расправы над одноклассником. И что родителям предлагают компенсировать не только разбитый мобильник, но и время, потраченное учителем на разбирательства с детьми. Дескать, ей пришлось задержаться после уроков и кто-то должен оплатить ее личное время. В случае если родители Маши и, как они поняли, остальные участники конфликта не компенсируют ущерб, учительница пригрозила собрать специальную комиссию и посодействовать постановке детей на учет в полицию.
Дома, успокоившись, дочь поведала родителям свою версию произошедшего. Ее подруга Ира уже давно конфликтует с одноклассником Ваней. Не так давно они действительно подрались. После драки Ваня то ли выкинул, то ли спрятал Ирины ключи, и она решила его проучить. Забрала у него из портфеля мобильник, попросила Машу вынести его на улицу, а там разбила об землю. Что касается замка от спортзала, то, по словам Маши, сняли его и выбросили другие одноклассники задолго до случая с телефоном. И дедушка одного из них уже возместил школе урон – купил новый.
Шито-крыто
Весь вечер родители Маши не находили себе места. Они не оправдывают поступка дочери. Если она принимала участие в поломке телефона, то должна понести наказание. Но каким оно будет, решать им! Кому, как не родителям, знать «болезненные точки» любимого чада, затронув которые, можно добиться воспитательного эффекта. Какое право учительница имела доводить 9-летнего ребенка до истерики? Какой метод «общения» она применяла, если девочку трясло от рыданий и она дико боялась «детской комнаты милиции». Почему разбирательство происходило без присутствия родителей? Еще больше родителей Маши волновали последствия проведенной беседы. Что если учительница перегнула палку и ребенок замкнется, начнет бояться школы, учителей? А главное, кто гарантирует, что классный руководитель не позволит себе подобных вольностей в дальнейшем?
Поначалу родители девочки пускать ситуацию на самотек не собирались. Чтобы получить доказательства вины ребенка и компетентную оценку действий педагога, планировали обратиться с жалобой в управление образования и прокуратуру. Но, как нам удалось узнать, конфликт за рамки класса не вышел. Родителей девочек убедили оплатить половину стоимости разбитого телефона (еще половину оплатят родители Иры) и радоваться, что дочь не поставили на учет в полицию. Поведение учителя, увы, никто оценивать не стал.
Мы обрисовали ситуацию специалистам управления образования. Они пояснили, что любые конфликтные ситуации с учениками необходимо разбирать при участии школьного психолога или социального работника. Специалисты всегда найдут подход к тому или иному ребенку и не допустят излишнего на него давления. Почему учитель не обратился к ним за помощью, почему не поставил в известность о конфликте руководство школы?
Что касается правового поля, точного ответа на вопрос, могла ли педагог проводить разбирательства в отсутствие родителей, мы не получили. Говорят, четкого регламента на этот счет не существует. Обычный механизм таков. Нет в полиции заявления о краже или поломке телефона – разбираются с проблемой педагоги, есть – стражи правопорядка. В последнем случае, если будет доказано, что ребенок совершил правонарушение, его, скорее всего, поставят на учет в полицию.
Понятно, что все конфликты индивидуальны. И порой от поведения взрослых, от слов, которые они скажут ребенку, зависит его дальнейшее поведение. Глядишь, испугается ответственности, позора перед сверстниками и больше никогда не повторит такого поступка. Видимо, эту цель и преследовала классный руководитель Маши. Но, на наш взгляд, проводить подобную воспитательную работу ей все же стоило в присутствии родителей участников конфликта. И не мешало бы предупредить их, что задержит детей после уроков, чтоб те лишний раз не переживали, когда в определенное время дети не пришли домой.
У. КРАЙНОВА

Оставить комментарий