29.11.2016, 10:41

Не отступаться от лица...

Международный кинофестиваль семейных и детских фильмов «Владимирская вишня» на днях захватил и наш город. Ко вниманию ковровчан устроители предложили просмотр выпущенного в 2016 году фильма-драмы режиссера Сергея Мокрицкого «Я – учитель» и творческую встречу с актрисой театра и кино, телеведущей, заслуженной артисткой России Мариной Яковлевой.
Не отступаться от лица...





























Современная публика знает Яковлеву, чья молодость прошла в советском кинематографе, по фильмам «Любовь – не картошка», «До смерти красива», «Мой любимый папа», «Частный детектив Татьяна Иванова», «Московская сага» и т.д. Она по-прежнему находится в великолепной форме – очаровательна, ярка, интересна, как двадцать-тридцать лет назад.
Общаясь с ковровской публикой и особо ориентируясь на шумливую детскую аудиторию, Марина Яковлева начала свой монолог с рассказа о том, что в школе мечтала стать учителем, но посмотрела фильм «Горячий снег» и влюбилась в одного из артистов. С тех пор желание стать кинодивой не покидало ее. И девочка из городка Зима, затерянного в снегах Иркутской области, родители которой никакого отношения к кинематографу не имели, поступила в Государственный институт театрального искусства им. Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства), выдержав огромный конкурс.
Ее фильмография сейчас – 124 художественных фильма. Марина умудрялась сниматься в трех-четырех, а то и пяти картинах одновременно. Так, одним летом играла сказочную принцессу, лихую девчонку-снайпера, революционерку и жену и дочку главного героя. Летала из города в город, из судьбы в судьбу, из эпохи в эпоху.
Но в самом начале своей актерской карьеры от своих коллег по киноцеху юная Марина получила шутливое звание «Заслуженная учительница киностудии имени Горького».
– Я сыграла 10 ролей учительниц, одна из первых ролей – в фильме «Однажды двадцать лет спустя» с Натальей Гундаревой и Виктором Проскуриным в главных ролях. Также было много «Ералашей». Я думала сначала: ну чего проще сыграть учительницу... Надену на себя очки, костюм посолиднее, возьму указку, журнал и войду в класс.
Я так и сделала, пробуясь в картину «Утро без отметок». Сказала: «Здравствуйте, дети!». Они ответили. И тут я забыла текст. Дети распоясались. Хотелось закричать, ругаться. Но предложила: «Давайте вместе послушаем тишину». Ключик был найден. Меня взяли на эту роль. Потом режиссер даже просил меня повлиять на них, если те не слушались.
Я много разных профессий сыграла, от солистки балета на льду до сварщицы на заводе, но труднее учительской не встречала.
Интересную историю Марина Яковлева рассказала ковровчанам и о том, как шла у нее роль Жар-птицы в сказке «После дождичка в четверг», одной из самых ее любимых.
– Половина картины была уже отснята, когда меня наградили десятидневной поездкой в Кувейт, одно из самых маленьких, но самых богатых государств. Я приехала на берег Персидского залива и ахнула. У нас очереди за колбасой, а у них золотые номера на машинах и входные двери с вкраплением бриллиантов. Мы на местных жителей с интересом смотрим, и они на нас. На всякий случай они нас так принимали, так угощали – столы ломились от яств. Пробовала я пробовала заморские кушанья и через десять дней так располнела, что скорее на слоника была похожа, чем на жар-птицу.
Не отступаться от лица...
Режиссер пришел в ужас. Что делать: то ли меня в клетке золотой снимать издали, то ли вытянуть потом изображение. В результате сказал: «Марина, или ты срочно худеешь, или мы ищем новую Жар-птицу!».
Чтобы ее оставили в фильме, Марина села на жесткую диету. Что примечательно, мученья от голода помогли в работе над ролью. По сценарию Жар-птица от чужой неправды падает в обморок. Марине очень легко было играть эти эпизоде: падала она от голода. Так что все получилось натурально, достоверно, и на Всесоюзном кинофестивале «Сказка» Марину Яковлеву удостоили главного приза за лучшее исполнение женской роли.
Особая тема для актрисы – тема военная. Санинструктор Маша Гаврилова в фильме «Корпус генерала Шубникова», медсестра Зина в картине «Сашка», сварщица на тыловом заводе, девушка-снайпер. О последней роли Марина вспоминает особенно часто.
– Режиссер был натуралистом. Вручили мне снайперскую винтовку, весившую 15 килограмм, тяжелое военное снаряжение, даже сапоги и каску тяжелые. Плюс, когда дежурила по кухне, моя героиня носила двухведерную емкость с супом. И в таких условиях я должна была играть веселую девчонку-запевалу. К концу дня замертво падала. Когда часами лежала на снегу с винтовкой, простудные болячки настигали. Тяжело неимоверно. Это чтобы сыграть правдиво. А каково было в реальной жизни!
Рассказы актрисы о военном времени как будто перенаправляли зрителей к кинофильму «Я – учитель», который они должны были посмотреть через несколько минут. У его главных героев своя ноша – сохранить лицо, живя в тылу врага. Учитель в небольшом селе, захваченном фашистами, практически стал перед выбором: опуститься, потворствуя врагу, но жить или взбунтоваться, но умереть... Без всяких спецэффектов и излишнего натурализма, столь любимого современными режиссерами, картина захватывает своим тонким психологизмом.
Вот уже несколько лет ДК им. Ленина становится одной из фестивальных площадок. Традиция закрепилась. Однако собрал он на сей раз неполный зрительный зал. Почему? Не хочется думать, что нашим земляками не интересно искусство кино или личность Марины Яковлевой. Лучше кивнем на неудобное время проведения – середину буднего дня. Хотя фильм-то для семейного просмотра, особенно подходящий подросткам и юношеству. Поэтому маленький минус можно поставить и ковровской образовательной системе, ведь явку можно было обеспечить на все сто процентов.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий