29.11.2016, 11:08

Битва за умы и сердца

Мы все громче возмущаемся то изощренной жестокостью молодой поросли, то ее эгоизмом и потребительским подходом к жизни и собственным родителям, то нравственной неустойчивостью и, увы, отсутствием патриотических чувств. Пособница экстремистов студентка Караулова, псковские подростки, обстрелявшие полицейских и покончившие с собой, девушки, которые убивали животных ради забавы, – из перечня возможных примеров.
Битва за умы и сердца
Каждый человек предстает во многих ипостасях: Я – сын, Я – выпускник, Я – семьянин, Я – защитник Отечества и так далее. В течение жизни преимущественными для нас бывают разные «Я», хорошие и плохие. В зависимости от обстоятельств. Как сделать, чтобы дети правильно идентифицировали себя с обществом, с идеей, с миром и так далее? Чтобы все эти «Я» гармонично совпадали?
Слово «идентичность» не каждому обывателю понятно. Между тем оно все чаще звучит в отечественном образовании. Педагоги стараются, чтобы у детей не случился крен в сторону какого-нибудь отрицательного «Я».
Вот уже третий год учителя ковровской школы №19 прилагают массу усилий, чтобы у их воспитанников сформировалась эта самая идентичность. И не простая, а российская.
Педколлектив поставил перед собой конкретные задачи: дети должны осознавать свою идентичность с малой родиной, с нашей страной и с миром в целом. И разработал глобальный проект, охвативший педагогов и школьников, – этнорегиональный, гражданский и общечеловеческий этапы рассчитаны на определенный возрастной уровень детей. По этому проекту и родители не должны остаться в стороне.
Может ли такая программа, как «Создание условий для становления российской идентичности школьника», прижиться на нашей почве? Чтобы была она не для галочки, не для получения диплома в очередном конкурсе. А чтобы помогала побороть в детях процветающее равнодушие, наплевательское отношение к жизни. Расшевелить и внушить общечеловеческие ценности.
Подводных камней много, не скрывает заместитель директора школы по воспитательной работе Алла Климович, один из разработчиков программы. Трудно довести до современных детей саму идею. Но педагоги нашли пути.
Как театр начинается с вешалки, проект в 19-й школе начинается с наглядности: большой баннер при входе (на фото), экспозиция о Коврове – городе воинской славы и галерея ковровских художников в школьных коридорах. Целям проекта подчинен образовательный процесс – элементы уроков посвящены российской идентичности школьника. Наконец, все школьные факультативы, кружки и клубы завязаны на нем. Акции, проекты, исследования следуют один за другим. Здесь есть где развернуться, были бы интересные мысли.
Так, в прошлом году в течение полугодия еженедельно с детьми отрабатывали понятия «патриот», «гражданственность» и т.д. Начинали с утренней тематической радиопередачи, дальше на уроках предметники посвящали понятиям несколько минут.
В этом году школа переключилась на конкретное дело – создание школьного календаря «Мы неравнодушны». Выделили значимые для города и региона даты и раз в месяц посвящают им время. Если работа в нужном ключе идет постоянно и вызывает интерес, дети впитают, как губка. Жаль, конечный итог очень трудно отследить. Потому что формирование личности – процесс, протекающий всю человеческую жизнь.
Одно дело школа. Но в семье могут быть другие ценности, диаметрально противоположные. Как воспитать родителей, особенно некоторых молодых пап и мам, чье детство и юность прошли в идеологическом вакууме девяностых? Ведь они идентифицированы по-особенному. Тематические родительские собрания, всеобучи, родительские клубы раз или два раза в год. Понимая, что этого недостаточно, педагоги продумали меры, позволяющие изучить родительскую аудиторию и органично подключить ее к формированию российской идентичности школьников.
Хватит ли у педагогов сил на все про все? «Отчеты замучили. Эта теоретическая работа в никуда. Из-за нее с детьми в полную силу заниматься нет времени», – подобные жалобы учителей из разных школ не редкость в последние годы. Министерство образования обещало ограничить бумажный поток, однако...
В 19-й школе справляются с нагрузкой. Коллектив там особенный, увлеченный. С программой «Становление российской идентичности школьника» школа недавно победила на конкурсе Невской Образовательной Ассамблеи «Образовательная организация 21 века. Лига лидеров» в номинации «Инновационная организация». Это признание, безусловно, приятно, но для педагогов важнее проводить полноценные мероприятия и с их помощью формировать детские души.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий