14.02.2017, 10:23

Ясельные страдания

Кто помнит ясли советских времен, когда детенышей в несколько месяцев туда сдавали и памперсов в Союзе не было?» Такой вопрос мы встретили на одном из многочисленных форумов в интернете. Современные родители с ужасом рассуждают об ушедшем в прошлое ясельном «гетто», где «крохи все время лежали сырые, голодные и плакали». Никому из этих мам и пап не хотелось бы сегодня отдать ребенка в казенное учреждение. Однако жизнь диктует свои жесткие условия.
Ясельные страдания
Действительно, по закону в СССР пособие молодой матери в разные годы выплачивалось от трех месяцев до полугода после рождения ребенка, а потом она должна была выйти на работу или искать другие источники существования. Лишь в конце семидесятых декретный отпуск «подрос» до полутора лет. Хоть тунеядство порицалось, были мамы, которые и тогда позволяли себе воспитывать малышей до более «зрелого» возраста, не обременяясь трудом на благо общества. Но большинство придерживалось правил. Так что те, кому сейчас за тридцать-сорок лет, «родом» из яслей.
Психологи двухтысячных говорят о нарушении психики грудного ребенка, если его отдают так рано в ясельную группу. О том, что ему в раннем возрасте необходима любовь и забота матери, иначе личность вырастет неудавшаяся. Доля истины в этих советах есть. Но не все так страшно. В нашей стране целые поколения воспитывались в яслях и выросли нормальными людьми.
Малышей несли в ясли, потому что существовала необходимость, продиктованная и материальным положением в семьях, и положением в стране, которой всегда требовались рабочие руки. Не зря строительству и обустройству детсадов и яслей тогда уделялось большое внимание, очередей в них практически не было. Теперь, при капиталистическом строе, осталась одна необходимость личного свойства. Да, мамам официально разрешено сидеть с детьми до 3-х лет. Однако пособие по уходу за ребенком выплачивается лишь до полутора лет, в остальной срок – только ежемесячная компенсация в 50 рублей. Семьям нужны деньги, кому-то хотя бы минимум, а кому-то и больше, «черные» зарплаты приносят мизерные пособия по уходу за ребенком, неофициальное трудоустройство вообще их не приносит, молодые родители боятся за свою карьеру, которая может рухнуть из-за долгого перерыва в работе, а бабушки-дедушки не оставляют на пенсии работу. Вот лишь несколько реплик ковровчанок на злободневную тему.
– После развода воспитываю троих детей одна. Пока работаю по несколько часов в день, но получается соответственно мало. Хочу выйти на полный рабочий день, но тогда уже десятимесячного сына не оставишь со старшими сестрами...
– Деньги нужны позарез. Мне, матери-одиночке, пособия на ребенка катастрофически не хватает. Хорошо тем, у кого зарплата до беременности высокая была, с нее и начисления. А у меня за плечами студенческая скамья. Причем очное отделение.
– Я нахожусь в декретном отпуске уже долго. На мой взгляд. Муж зарабатывает меньше, чем я, если бы вышла на работу. Но его срывать с места нежелательно. Бабушка залюбит моего ребенка до безобразия. Не спустит с рук, заласкает, закормит, оденет в жару в кучу одежек. Лучше в казенное учреждение, чем к ней. Иначе вырастит чудовище. Выходит, надо мне заканчивать отпуск. Вот интересуюсь, берут ли в ближайший садик детей от года?
Ситуации бывают самые разные. А выход из них один – малыша надо отдавать в чужие руки. В нашем городе почти все детские сады, за исключением двух, принимают в свои стены детей от одного года. И это большой плюс. Правда, есть ряд негласных условий: ребенок должен уметь ходить, проситься на горшок (памперсы менять воспитатели и нянечки не обязаны), не должен «мусолить» соску или пить только из бутылочки.
Как заявляют в ковровском управлении образования, очередей в детсады с года до двух лет нет вообще, с трех тоже. Тем не менее некоторым ковровским родителям приходится думать, куда пристроить совсем маленьких детишек. Так что проблема осталась, пусть масштабы ее не столь велики. Приблизительно четыре года назад в 37-м детском садике (на улице Гастелло) были ясельные группы, и условия в них позволяли содержать крохотных детей: имелись специальные большие манежи, приборы для обработки сосок и так далее.
Теперь ни этот детсад, ни какой-либо другой не получает задания на прием такого контингента.
Почему? Из-за нехватки кадров? Так во многих детсадах она ощущается, а группы не закрывают. Или малое количество детей в ясельной группе делает ее содержание нерентабельной? Вряд ли. Воспитатели со стажем говорят, что раньше в одной такой набиралось до двадцати малышей и даже больше. Правила не поменялись. В общем, непонятно нам, почему нет яслей.
Частные детсады не сильно прижились на ковровской почве. Мы нашли один такой детсад и одну группу временного пребывания. Проблем с детсадом у организаторов дела масса, а платежеспособность родителей в провинции не такая, как в мегаполисе. Но дело даже не в этом, а в том, что востребован он был тогда, когда оставались очереди в государственных детсадах. Теперь спрос на него упал. Правда, даже в пору своего расцвета частный детсад не принимал детей до года.
Ковровчанам остаются отдельно взятые няни, зачастую бывшие работники государственных детсадов. Нет-нет да среди объявлений об услугах проскользнет несколько от частных лиц, желающих заняться воспитанием чужого ребенка и уходом за ним (с рождения и дальше). В среднем их почасовая оплата – 150 рублей, в месяц (в случае ежедневной восьмичасовой работы с выходными) выходит 18-20 тысяч рублей. Нянь с опытом работы предложит также агентство по подбору домашнего персонала, год назад открывшееся в городе. Тут персонал на любой вкус: экспресс-няни, няни с частичной занятостью или на полный день и даже гувернеры. Агентство уверяет, что все они имеют профессиональное образование, опыт работы в семьях или образовательных учреждениях. Были бы у нанимателей деньги на оплату. Капитализм, однако.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий