28.02.2017, 10:35

Звезду – Борисову Ивану Тимофеевичу!

Мы уже неоднократно рассказывали о летчике-фронтовике Иване Тимофеевиче Борисове. В 1944 году за героизм, проявленный в боях с фашистско-немецкими захватчиками, наш земляк был представлен к высшей правительственной награде – званию Герой Советского Союза. Но получить звезду Героя ему так и не удалось.
Звезду – Борисову  Ивану Тимофеевичу!
О судьбе ветерана, полной героических и драматических событий, мы узнали в ходе патриотического проекта «Мы в ответе за нашу Победу! Мы в ответе за нашу страну!». Родственники официально не признанного Героя Великой Отечественной войны со своей историей обратились к руководителю проекта Людмиле Петровой.
Уроженец деревни Погост Иван Борисов был призван в ряды Красной армии в 1938 году. Окончил Батайское авиационное училище и с первого дня войны, с 22 июня 1941 года, самоотверженно сражался за Родину. Сбивать фашистских асов Борисову пришлось на Ленинградском, Калининском и Прибалтийском фронтах. И уже в декабре 1941 года он был награжден орденом Красного Знамени. К началу 1944 года в активе майора Борисова было 414 боевых вылетов, он лично сбил 12 самолетов противника, в группе – 9. И Родина по достоинству оценила ратный подвиг офицера, его представили к высшей правительственной награде –званию «Герой Советского Союза». А в августе того же года его представили уже к 3-му ордену Красного Знамени. В наградном листе было отмечено, что ранее он был представлен к званию «Герой СССР».
Но 19 октября при выполнении задания самолет Борисова был сбит, а сам он в бессознательном состоянии попал в плен к фашистам. Ему удалось бежать в ночь с 21 на 22 апреля 1945 года.
Руководитель поискового направления проекта «Мы в ответе за нашу Победу! Мы в ответе за нашу страну!» Елена Чернышева считает невероятным, что Борисову удалось выжить. Исход войны был уже очевиден, фашисты были озлоблены и пленных советских летчиков расстреливали.
Поисковики провели расследование, и кропотливая работа в архивах принесла свои плоды. Был найден список военнопленных концлагеря, находившегося близ немецкого городка Торгау, где содержался Иван Борисов. В строчке профессия у Борисова было указано, что он не летчик, а слесарь. Это, видимо, и спасло ему жизнь. Фашисты отчаянно сопротивлялись натиску советских войск, и рабочие руки им были нужны.
С участью военнопленного наш земляк не смирился и три раза пытался совершить побег из лагеря. Удалось на четвертый. Он и еще четверо красноармейцев смогли пробраться в канализационную трубу и почти километр пробирались по ней. Через пару сотен метров на трубе были колодцы с люками, через которые беглецы могли вдохнуть глоток свежего воздуха. И снова в нечистоты. Канализационная труба выходила в водоем, а рядом была деревня. Там красноармейцы смогли сменить одежду и вышли в расположение советских войск.
Елена Чернышева отметила, что этот побег спас жизнь Ивану Борисову. Поскольку до исторической встречи союзников на Эльбе, а она была 25 апреля, оставалось 3 дня. Немцы в панике зачищали следы и уничтожали военнопленных.
По поводу пленения Борисова была проведена проверка, и он снова вернулся в строй. В свой полк, на ту же должность. Где и воевал до самой Победы. К этому времени на счету майора Борисова было уже 17 сбитых самолетов противника. Окончательно Борисов демобилизовался из рядов Советской армии только в 1946 году.
Все последующие годы, вплоть до самой смерти, Иван Борисов жил в Коврове. Здесь он учился, работал и обзавелся семьей. Здесь родились его дети: сын Сергей и дочь Наталья. Трудился фронтовик сначала на экскаваторном, потом на электромеханическом заводе. И все эти годы Иван Тимофеевич пытался восстановить справедливость и добиться присвоения ему заслуженного звания «Герой Советского Союза». Он обращался в городские и областные структуры, в архив Министерства обороны и даже в Верховный Совет СССР. В своем письме на имя депутата Верховного Совета СССР П.И. Гришина Иван Тимофеевич рассказал, что в годы войны к высшей правительственной награде представляли летчиков за 10 сбитых фашистских самолетов, у него – 17, за 20 эффективных штурмовок, у него – 45, за 20 эффективных фоторазведок, у него – 17. Кроме того, в его активе воздушный бой 6 «лавочкиных» с 70 самолетами противника.
Добиться ничего так и не удалось. Но самое обидное, что в этих переписках затерялся домашний экземпляр наградного листа о присвоении Ивану Тимофеевичу звания Героя СССР. На словах доказывать правоту сложно, а единственный официальный документ, подтверждающий, что Иван Борисов был представлен к высокому званию, – это запись в наградном листе к третьему ордену Красного Знамени.
И снова помогли руководители проекта «Мы в ответе за нашу Победу! Мы в ответе за нашу страну!». Они решили сделать официальный запрос в архив областного военкомата. Однако, на всякий случай, обратились в ковровский военкомат. И надо же такому случиться, что личное дело фронтовика Борисова оказалось там. И самое главное, что среди документов, но не с первого просмотра, был найден и наградной лист о представлении майора Ивана Тимофеевича Борисова к званию Героя Советского Союза.
Как пояснила Елена Чернышева, по поводу обращений Борисова по инстанциям дважды заседали высокие парткомиссии: одна в 1965 году, вторая в 1972 году. Как раз после второй наградной лист и затерялся. Примечательно, что в 1965 году партийные функционеры порешили: представить Борисова к званию Героя. Что помешало тогда вручить награду, неизвестно. О решении второй парткомиссии документов нет. По всей видимости, документы Ивана Тимофеевича колесили по маршруту Москва – Владимир и найти их не удавалось долгое время.
Сейчас все найденные документы необходимо собрать воедино. И весь пакет передать по властной вертикали. Сначала главе нашего города, потом губернатору области и, наконец, президенту страны. Понятно, что звание Героя СССР сейчас не присвоить, страны такой нет. А вот звание Герой России вполне возможно. Мы верим, что высокая награда будет вручена, правда, уже детям героя войны Ивана Борисова.
Кира ЛЕТОВА

Оставить комментарий