07.03.2017, 11:23

Про что у них кино снимают?

Лучший фильм, получивший премию «Оскар», – для нас, россиян, понятие неоднозначное. С одной стороны, лучшими в свое время признавались любимые миллионами «Храброе сердце», «Молчание ягнят», «Титаник» и «Гладиатор». И вряд ли кто станет возражать против подобного выбора киноакадемиков. С другой стороны, самый кассовый фильм всех времен «Аватар» великого и «ужасного» Джеймса Кэмерона лишили «золотого» истуканчика, назвав тогда лучшим фильмом «Повелитель бури», который сейчас мало кто и вспомнит. «Где справедливость?» – спрашивается.
Про что у них кино снимают?
Однако не станем много времени уделять теме справедливости при распределении «Оскаров». Хотелось бы поговорить о темах, затронутых в этих лучших фильмах.
О великих и убогих
Довольно часто номинировались и побеждали картины, главными героями которых были люди либо странные, либо страдающие умственными или физическими недугами. Примеров много: «Человек дождя» (1989), «Рожденный четвертого июля» (1990), «Запах женщины» (1993), «Форрест Гамп» (1995), «Игры разума» (2002) и т.д.
Один из самых последних таких примеров – «Вселенная Стивена Хокинга» (2015, «Оскар» Эдди Редмэйна за лучшую мужскую роль). История жизни талантливого ученого-физика, у которого в молодые годы проявилась страшная неизлечимая болезнь. Врачебный прогноз был неутешительный – жить осталось лишь два года. Но ученый обманул ожидания эскулапов: практически лишенный возможности двигаться, он долгое время оставался полезным для науки. Жив он и по сей день. Как говорится, если человек хочет жить, медицина бессильна. Еще один довольно свежий пример из того же пятнадцатого года. «Оскар» Джулианны Мур за лучшую женскую роль в фильме «Все еще Элис». Кино повествует о развитии болезни Альцгеймера у довольно молодой женщины. Вообще старческий маразм для американцев – больная тема, если судить по количеству фильмов, ей посвященных. У нас же редко кто до этого возраста доживает, поэтому и сюжет такой для кино не актуален.
Другой группой сюжетов, мимо которой киноакадемики не проходят мимо, являются фильмы из серии «Жизнь замечательных людей». Это кино о людях, оставивших свой след в истории чего-либо. Таковыми могут быть лидеры государства («Линкольн»), корифеи бизнеса («Стив Джобс») или незаурядные спортивные менеджеры («Человек, который изменил все»). Этот год не стал исключением. На лучшую женскую роль в очередной раз номинировалась Мэрил Стрип. Оценивалась ее работа в фильме «Флоренс Фостер Дженкинс» о самой безголосой певице, когда-либо выступавшей на сцене. В России фильм известен мало. Кто же захочет смотреть кино с таким названием?!
Война и танцы
Зато наш зритель очень любит кино про войну, отечественное в том числе. Штурмует ли князь Владимир стены Полоцка, ведет ли снайпер Людмила Павличенко свой личный счет фашистам – народ на такие фильмы идет с удовольствием. Правда, увиденное чаще всего не оправдывает ожидания. Взять хотя бы «народное» кино «28 панфиловцев». Главная претензия к фильму – смотришь его и ни за кого из 28 не переживаешь. Ни в бойцах, ни в командирах не видно патриотического подъема, ярости благородной. Актеры не жизнь кладут за Родину, а гонорар отрабатывают. Да и у немцев страстного желания к Москве пробиться не заметно. Из всего этого делаешь вывод: пересматривать это кино когда-либо буду вряд ли. Чего не скажешь еще об одном военном фильме – новой картине Мела Гибсона «По соображениям совести». Как нужно снимать баталии, товарищ Гибсон показал миру в своем оскароносном «Храбром сердце», и порох до «лучших» времен он придержал. Его новое кино, история пацифиста, выносящего раненых из пекла боя, вряд ли кого оставит равнодушным.
Продукция Голливуда на экране – это не только война и оторванные руки-ноги. В Голливуде также любят танцы, музыку и песни, другим словом, мюзиклы. Не так, конечно, беззаветно, как в индийском Болливуде, но это не мешает иным голливудским мюзиклам номинироваться на «Оскар» и даже его удостаиваться. У «Чикаго», например, это получилось. Кстати, когда встречаются Голливуд и Болливуд , выходит неплохое кино, например, такое как обладатель «Оскара» 2009-го года «Миллионер из трущоб».
«Ла-Ла Ленд» – это лучший мюзикл текущего года, о чем говорит «младший брат» «Оскара» – «Золотой глобус», который фильм успел отхватить. Он же взял и «Оскары» в шести номинациях. В двух словах, фильм о достижении мечты, на пути к которой можно потерять нечто очень дорогое. В кинотеатрах России «Ла-Ла Ленд» уже показали. Особого ажиотажа фильм не вызвал и собрал около 280 млн рублей: так себе результат, с ним мюзикл сможет занять в рейтинге место 40-50-е. Это лишний раз доказывает, что предпочтения их киноакадемиков нашему зрителю – «до лампочки».
Виртуальная любовь
Голливуд был и остается корифеем фантастического жанра. Еще в 70-х за «Оскар» боролись «Звездные войны». «Гравитация», «Марсианин», «Прибытие» – это номинанты последних лет. Спектр голливудской фантастики широк: экологические катастрофы, апокалипсис, пришельцы из других миров, а также искусственный разум… Наверное, многие из мужчин мечтают о подруге, умной, веселой, заботливой и понимающей. Герой фильма с «располагающим» к просмотру названием «Она» влюбляется в такую избранницу. Она не устраивает скандалов, не помешана на шопинге, не ноет из-за отсутствия шубы. У нее один недостаток – она компьютерная программа. Она отвечает ему взаимностью, как и сотням тысяч его «соперников». Это картина нашего недалекого будущего в фильме, лауреате «Оскара» за лучший оригинальный сценарий.
К сожалению, далеко не все «оскаровские» номинанты доступны для просмотра ковровскому зрителю. «Ла-Ла Ленд» демонстрировался в нашем кинотеатре, но в очень неудобное время. «Льва» и вовсе обошли вниманием. Такая же участь постигла и «Рай» Кончаловского. Видимо, кассы на фильмах, которые учат и заставляют задуматься, не сделаешь. Кстати, наши киноделы такого кино практически и не снимают. Взглянешь на рейтинг кассовых отечественных фильмов – сплошная развлекаловка.
Евгений ПРОСКУРОВ

P.S. В прошлом году прошла волна недовольства чернокожей братии, мол, «Оскар» совсем уж стал бледнолицым. Киноакадемики вняли критике и в этом году лучшим объявили фильм «Лунный свет». Кино о непростой жизни парня в погрязшем в наркотиках гетто. Парень был не только черным, но и голубым. Наверное, киноакадемики тем самым предупредили недовольство сексуальных меньшинств. От всего сердца благодарность нашему кинотеатру за то, что он «Лунный свет» игнорировал. Печально осознавать, что творение подобного рода встанет в один ряд с «Титаником» и «Списком Шиндлера».

Оставить комментарий