12.12.2017, 11:40

Лёд. Топить или вывозить?

«КВ» уже поднимали проблему непроездных дорог и непроходимых тротуаров Коврова. Тему регулярно обсуждают ковровчане на страницах в интернете. Социальные сети переполнены фотографиями ковровских улиц, покрытых то ледяными буграми и песком, то грязевой кашей.
Лёд. Топить или вывозить?


















Подсолить бы
Отсутствие контракта на вывоз снега и обильный снегопад привели к тому, к чему и должны были привести. САХ ограничился посыпкой дорог пескосоляной смесью. Однако физические свойства соли позволяют ей топить лёд только при небольших отрицательных температурах. При минус 6, как сообщают специализированные сайты, нормы расхода соли для плавки льда следует повышать с 45 г/кв.м (норма при минус 2 градусах) до 160 г/кв.м.
Естественно, что соли на городские дороги высыпают куда меньше, и потому мы видим на улицах ледяные бугры. Заставить применять соли больше – невозможно: её количество в пескосоляной смеси регламентировано контрактом – 10%. Этого достаточно для предотвращения образования льда при несильном морозе, но недостаточно для плавки уже образовавшегося льда.
Впрочем, руководство САХа сообщает, что предприятие готово изготавливать смесь с большей концентрацией соли, но это обойдётся предприятию дороже и не будет компенсировано из городского бюджета.
Что народ скажет
На этом фоне горожане стали активно призывать городские власти, не сумевшие справиться с непогодой, пойти на покупку противогололёдных реагентов, работающих при более низких температурах. Так, хлористый кальций, в отличие от хлористого натрия (привычной нам технической соли), топит лёд даже при минус 31. А при минус 6 для топки льда его достаточно лишь 20-40 г/кв.м, в зависимости от толщины льда, т.е. в 4-8 раз меньше, чем технической соли. Понятно, что реагенты обойдутся дороже, но сторонники их применения обращают внимание на то, что вывоз снега и разбросанного зимой песка тоже обходится недёшево.
На сайте горадминистрации по вопросу замены пескосоляной смеси на химические реагенты объявлено голосование. Варианты ответов следующие: «Лучше реагенты, чем грязь», «Только если реагенты безопасны для здоровья», «Это слишком дорого, песок дешевле и экологически безопаснее». На утро 4 декабря за первый вариант ответа проголосовало 80 посетителей сайта, за второй и третий 15 и 17 соответственно.
Все решает кошелек
Увы, обзор цен на торговых площадках не даёт надежды на то, что в обозримом будущем власти пойдут на массовое применение противогололёдных реагентов. Если хлористый натрий (соль) стоит около 4 рублей за килограмм, то хлористый кальций уже от 20 до 25 рублей, а смесь его с той же солью – 13 рублей. Другие добавки, используемые в реагентах для топки льда при низких температурах, ещё дороже. Хотя не следует забывать, что эти реагенты более эффективны и требуют применения в меньшем количестве.
Что касается вреда обуви и автомобилям. Специалисты сообщают, что всё зависит от количества смеси, высыпанной на дороги. А еще от наличия ливневой канализации, которой в Коврове, к слову, нет. К примеру, в Москве грязное месиво, образующееся после применения реагента, городские службы убирают. Там же, где сделать это не успевают, москвичи жалуются на быстро выходящую из строя обувь и ржавеющие детали автомобилей. Да и грязевые лужи на зимних дорогах ни прохожих, ни автомобилистов не радуют. К тому же лужи эти при минус 15 превращаются в лёд, если реагента недостаточно. И тогда ситуация на дорогах становится ещё хуже.
Власти думу думают
Как удалось выяснить в САХе, закупка реагентов до недавнего времени не планировалась. Это и неудивительно – достаточно посмотреть, по каким расценкам работает САХ. Предприятие, впрочем, не в особом накладе – город на сэкономленные средства закупает дорожную технику, которую САХу же и передаёт.
С образовавшимся льдом САХ пока борется по старинке – с помощью грейдера. Вывоз снега и сколотого льда, несмотря на отсутствие в нынешнем контракте этих видов работ, потихонечку осуществляется.
Остаётся только надеяться на то, что в бюджете появятся дополнительные средства и власти всё же найдут способ чистить дороги тем способом, который не будет вызывать нареканий автомобилистов.
На прошедшей пресс-конференции заместитель главы города Юрий Морозов заявил: «Мы решили попробовать. Партию реагентов мы купим уже в этом году и опробуем их на проспекте Ленина. Какой конкретно реагент – пока не скажу, выбираем из тех, у которых хорошие отзывы и которые наиболее безопасны... Сейчас ищем деньги. И еще вопрос встал: чтобы разливать реагенты, нужна специальная техника, у нас ее нет. Но, будем думать».
Я. КАБАНОВ

Оставить комментарий