26.09.2017, 09:32

Улица, на которой ты живёшь

Имена Дегтярёва и Фёдорова знает каждый ковровчанин. Это наше всё, наша гордость, наша история. Фамилии Лопатина, Першутова, Бурматова, Генералова, Ранжева, что увековечены в списках Героев Советского Союза, тоже на слуху у местных жителей. Но как звали Комиссарова? Чем были известны Никонов и Ляхин? И какая роль отводилась этому непонятному МОПРу? Вы спросите, к чему эти вопросы? Так эти же фамилии и аббревиатуры мы видим в названиях наших улиц. Видим и, скорее всего, не задумываемся над тем, кем были люди, которым выпала такая честь.
Улица, на которой ты живёшь
Можно согласиться с нашим новым замглавы по экономике Александром Бобровым, который считает, что на улицах должны быть указатели с информацией о том, кто есть кто. «Кому интересно, найдут в интернете», – парируют не слишком любознательные. А давайте попробуем. Спросим у «Яндекса», кто такой, к примеру, Комиссаров? Фамилия эта в Коврове широко известная, но принадлежит она людям ныне здравствующим, так что в поисках ответа нужно копнуть поглубже. Однако «Яндекс» глубоко не копает. На запрос выдает кучу ссылок на Валерия Комиссарова, телеведущего и члена партии «Единая Россия». Хотите узнать о Никонове? Тогда выбирайте между политологом Вячеславом Никоновым и писателем-матершинником Александром Никоновым. А в поисках нужного Баранова можно долго плутать между спортсменами, врачами, учеными, военачальниками и Героями Советского Союза. Нет, мы пойдем другим путем.
Кстати, эта фраза будущего вождя мирового пролетариата вполне подходит к данной статье. Ведь в ходе наших околонаучных исследований стало ясно, что Ковров – это еще одна колыбель революции, если опять же судить по названиям улиц.
На карте города
Взглянув на карту города, можно обратить внимание на некоторую закономерность и выделить микрорайоны, где названия улиц тематически подобраны. Улицы Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, Олега Кошевого – микрорайон комсомольцев-героев. Улицы Пушкина, Тургенева, Достоевского, Лермонтова, Островского – микрорайон корифеев русской классической литературы. Правда, Некрасова, Салтыкова-Щедрина и Гоголя к себе подтянула северная часть города, но сути это не меняет. Любили у нас и героев-летчиков, таких как Валерий Чкалов, Николай Гастелло, Марина Раскова и Полина Осипенко. Есть такие улицы в нашем городе.
Кроме уже названных улиц ковровских оружейников и улиц ковровчан-Героев Советского Союза, можно в Коврове встретить улицы Гагарина, Суворова, Пугачёва, Разина. Уж их имена знает каждый школьник. А вот для «опознания» имен неизвестных можно использовать следующее правило. Если в названии улицы встречается неизвестная фамилия, то, скорее всего, это фамилия ковровского революционера. Исключения из этого правила имеются, но оно работает. Проверено на старом городе.
Число улиц в честь революционеров, героев Гражданской войны и советских политических деятелей не сильно уступает количеству улиц с нейтральным названием (Садовая, Луговая, Полевая и т.д.). Но многие старинные улицы Коврова переименованы именно в честь деятелей революции. Московскую мы знаем как ул. Абельмана, Подьяческая – теперь ул. Карла Маркса, Соборная – ул. Володарского, Ивановская – ул. Урицкого, Георгиевская – ул. Свердлова. Правда, случались и обратные процессы: в городе нет теперь улиц Троцкого, Буденного, Ворошилова.
Кто-то забыт и
что-то забыто
В нашем историко-мемориальном музее есть альбом, в котором собрана информация о ковровских революционерах. И в нем быстрее найдешь ответ на вопрос о ковровских улицах, нежели в интернете. Чем же отличились ковровские революционеры из когорты почти что забытых? Были большевиками, рабочими железнодорожных мастерских, ткацких фабрик, организовывали стачки и забастовки, занимались распространением «крамольной литературы», держали конспиративные квартиры.
На некоторых домах в Коврове имеются памятные доски примерно такого содержания: «Здесь в доме И.И. Иванова с 1904 года была конспиративная квартира Ковровской организации РСДРП». Такие доски, например, были установлены на домах Якова Яковлевича Малеева, Ивана Семеновича Агапова, Николая Ефимовича Ляпина, Ивана Ивановича Никонова.
Были те, кто в Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией подавлял белогвардейские мятежи или был в заградительных отрядах. Среди них Андрей Михайлович Бурухин, Георгий Георгиевич Жиряков, Семен Иванович Комиссаров. Некоторые из них прожили долгую активную жизнь и стали персональными пенсионерами, как, например, Сергей Романович Комаров или Анастасия Ефимовна Корунова.
Жизнь иных была короткой и оборвалась трагически. Тимофей Маркелович Блинов был командирован на Украину для заготовки хлеба для рабочих Владимирской губернии и погиб в схватке с кулацкой бандой. Иван Ксенофонтович Гунин был отправлен в составе делегации рабочих железнодорожных мастерских в Москву в дни декабрьского вооруженного восстания 1905 года. На станции Орехово-Зуево убит казаками. Паровоз того поезда вел машинист Александр Яковлевич Малеев, который тоже был убит. Та же участь постигла Вячеслава Федоровича Кангина, который поехал в Орехово-Зуево за телами своих товарищей. В память о тех событиях улица, где жил В. Кангин, была переименована в улицу Борцов 1905 года.
Ну а МОПР – это Международная организация помощи борцам революции, которая в свое время организовала поддержку Георгию Димитрову и Сакко и Ванцетти, именами которых у нас также названы улицы. Кстати, улица МОПРа была чуть ли не в 50 городах Советского Союза. Есть еще улица XIX Партсъезда. Тот съезд проводился в 1952 году после 13-летнего перерыва. На нем ВКП(б) переименовали в КПСС. Это был последний съезд партии, на котором выступил Сталин.
Сейчас в строящихся микрорайонах появляются улицы в честь людей, чьи дела стали яркими страницами в летописи ковровской истории. Это маршал Устинов, оружейники Шпагин, Владимиров, Симонов. Но в этом направлении еще работать и работать. Допустим, улиц с именами директоров завода Дегтярёва, а в последующем министров Павла Финогенова и Вячеслава Бахирева, которые так много сделали для города, не было и нет. И в то же время у нас есть улицы Карла Маркса и Клары Цеткин, которые, скорее всего, и не подозревали о существовании российского провинциального Коврова. Мы ни на что не намекаем, но тем не менее. И уже который год ведется разговор о переименовании улицы Лепсе в улицу Оружейников.
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий