03.10.2017, 10:35

Старый мост сыграл с огоньком

Сегодня берега Клязьмы в пределах Коврова соединяет бетонный мост, без которого наш город уже невозможно представить. Его предшественник деревянный мост памятен все меньшему числу ковровчан, и само упоминание о нем становится почти экзотикой. Уже около 45 лет, как он не существует, поэтому могут вспомнить его лишь те, чей возраст под 50 и более. Для молодежи это почти легенда.
Старый мост сыграл  с огоньком






















Я очень хорошо помню старый деревянный мост, по которому мы с отцом летом регулярно проезжали на велосипеде для того, чтобы попасть на тогдашний городской пляж, который находился на левом берегу реки между магазином в Заречной Слободке и островом. Этот пляж в конце 1960-х – начале 1970-х гг. стал более популярным, чем «бугорки» у так называемого Комсомольского парка.
Деревянный мост с двумя полосами движения, а также с пешеходными дорожками по краям был вымощен досками и огражден невысокими перилами. В его центре имелась деревянная конструкция в виде ферм, вероятно, необходимая для усиления всего сооружения. Доски на проезжей части были пригнаны так плотно и ровно, как говорится, на совесть, что даже тонкое велосипедное колесо катилось почти без толчков. На мосту имелись даже электрические фонари с деревянными же столбами. Мост был некрашеным, его доски и бревна от времени стали серо-белыми, как любое старое дерево.
Опоры моста тоже были деревянными, но их основания представляли собой ряжи из бревен, заполненные камнем. При каждой опоре со стороны течения имелся массивный ледорез, для того чтобы обезопасить переправу при весеннем ледоходе.
Ковров изначально возник на берегу Клязьмы. А когда прежнее село Коврово стало уездным городом, то появился и мост. Длительное время он был наплавным, то есть состоял из нескольких бревенчатых плотов с перилами, которые составлялись вместе и образовывали единую переправу. При движении людей и повозок, а также при сильном ветре плоты покачивались, поэтому ковровчане называли подобное сооружение «живым мостом». Осенью плоты вытаскивались на берег, а весной после починки спускались вновь. Пришедшие в ветхость секции шли на дрова. На ширину Клязьмы обычно хватало семи или восьми подобных плотов-понтонов. Именно по такому мосту 14 августа 1836 года в наш город прибыл император Николай I со свитой, о чем очевидец писал так:
«…Народ бросился к мосту. «Здорово дети!» – было первым приветственным словом Царя собравшемуся народу. Как скоро экипаж въехал на мост, Государь изволил снять фуражку, перекрестился и спросил: «Какая река?» – «Клязьма, Ваше Величество», – отвечал народ и опрометью бежал за коляской Государя».
По соседству с наплавным мостом одна из улиц старого Коврова именовалась Мостовая – теперь это улица Суворова. Уже в советское время появился более массивный и широкий наплавной мост, устроенный на основе массивных понтонов.
В послевоенное время был построен уже не наплавной, а обычный деревянный мост на опорах, который мне и удалось застать в последние годы его существования.
Старый мост сыграл  с огоньком
На рубеже 60-х – 70-х годов прошлого века интенсивность движения автотранспорта по деревянному мосту с каждым годом все более возрастала, поэтому руководством города было принято решение о строительстве нового бетонного моста – более долговечного и позволяющего пропускать тяжелую технику. Его начали строить в сотне метров ниже по течению от деревянного моста. Когда новый мост построили, то старый деревянный стал съемочной площадкой для режиссера киностудии «Ленфильм» Леонида Макарычева, снимавшего в Коврове фильм «Красные пчелы». Уже выведенный из эксплуатации деревянный мост запечатлели в различных эпизодах, а потом сожгли – по сценарию требовались кадры горящей переправы, подожженной «вредителями». Компьютерные съемки тогда не практиковались, поэтому все сняли «живьем». На столь невиданное зрелище глазели сотни и тысячи ковровчан, а пожарные машины стояли напротив на новом мосту.
Долгое время над водой были видны остатки опор деревянного моста. Потом они разрушились, и сегодня их можно заметить лишь при низкой воде в солнечную погоду, да и то с трудом.
Николай ФРОЛОВ

Оставить комментарий