24.10.2017, 09:10

Уже полтора века красный

Помню жаркий летний день из раннего детства: мы с папой идем купаться на «Бугорки» – пляж на Клязьме у заброшенного Комсомольского парка. Слева вдалеке по насыпи железной дороги с грохотом и лязгом, хорошо слышным близ воды, ползет длинная, кажущаяся бесконечной, вереница вагонов грузового поезда. Состав доходит до ажурных, четко чернеющих на фоне лазурного неба металлических ферм моста, и шум становится еще сильнее.
Уже полтора века красный
– Папа, а что там такое?
– Это Красный мост.
Так в четыре года состоялось мое первое знакомство с Красным мостом. В пятилетнем возрасте в знойное и душное лето 1972 года мы с родителями каждые выходные, арендовав лодку на лодочной станции на Старке близ Бугорков, отправлялись в плавание по Клязьме до озера Пакино, представляющего собой речную заводь. Для того чтобы попасть туда, требовалось проплыть под Красным мостом. Почти игрушечный вдалеке, приближаясь, он становится все больше. Над утлой лодчонкой посередине реки Красный мост нависал невероятной громадиной, и весла под ним плескали по воде особенно гулко. Проплывать под мостом строго разрешалось лишь под одним из центральных пролетов, за этим следили стрелки вооруженной охраны.
Уже полтора века красный
Затем, уже то и дело катаясь на электричке вместе с родителями во Владимир, всегда ждал, как вскоре после отправления с ковровской станции, с характерным завыванием набирая ход, электропоезд вкатывался на Красный мост. В течение полутора десятков секунд за окошком с шумом и невероятной быстротой проносились металлические фермы, за которыми просматривалась спокойно-величавая Клязьма.
Уже полтора века красный
Потом, во время учебы в вузе, возвращаясь домой из столицы на выходные на популярном тогда «Буревестнике», обычно уже затемно, вместе с другими пассажирами-земляками напряженно всматривался в темное окно вагона, где изредка мелькали неяркие огни полустанков, в ожидании знакомого грохота. Вот он – Красный мост! Значит, через минуту – станция. Так навсегда Красный мост стал для меня предвестником возвращения в родной город.
Уже полтора века красный
Много позже удалось узнать историю этого моста. О том, что он, по сути, представляет собой «работу над ошибками» инженеров-путейцев, которые возвели Красный мост вместо первоначального, разрушенного весенним половодьем 17 апреля 1867 года. Об этом происшествии, которому недавно минуло полтора века, уже много писали, поэтому нет смысла повторять подробности.
Уже полтора века красныйЖелезнодорожный мост через Клязьму у станции Ковров-1, построенный в 1861-1862 гг. во время сооружения линии Москва – Нижний Новгород, был снесен в своей центральной части бурной Клязьмой, и ему на замену построили другой мост – на сухом месте. Потом под новой переправой прорыли новое русло, фактически – канал, по которому река течет до сих пор. Движение по новому мосту открыли 15 марта 1871 года.
Сегодня, впрочем, и того нового моста уже нет. Ему на смену возвели два других, для того, чтобы в каждом направлении имелась своя отдельная железнодорожная колея, и при повреждении одной из них вторая бы не пострадала. Тем не менее, ковровчане все равно называют это сооружение Красный мост.
Уже полтора века красный
О происхождении такого наименования на Интернет-форумах до хрипоты спорят до сих пор. Я могу лишь привести объяснение моих отца и деда. По Клязьме раньше велось оживленное движение лодок, катеров, барж и буксирных пароходов. Дабы они в тумане не наскочили на опоры моста, его фермы выкрасили в ярко-красный цвет. Несмотря на то, что позже мост неоднократно перекрашивался, за ним прочно утвердилось название «Красный мост».
Николай ФРОЛОВ

Уже полтора века красный
Уже полтора века красный

Оставить комментарий