26.12.2017, 08:41

Дом Шуберта

Во второй половине 1970-х гг. родители решили определить меня в «музыкалку», как для краткости именовали музыкальную школу. С детства я любил тренькать на стареньком пианино, самоучкой кое-как освоил ноты.
Дом Шуберта
В один прекрасный день вместе с мамой я очутился на тогда еще куда более бойкой и почти центральной улице Абельмана в старом двухэтажном особняке с гулкими коридорами с высокими потолками и не менее высокими дверями. Мне, выросшему в советских многоэтажках и учившемуся в построенной в 1960-е школе № 15, такие интерьеры казались диковинными. Однако стать юным пианистом так и не удалось. Родителям хотелось, чтобы я учился играть на гитаре, мол, она мальчикам гораздо больше подходит. К тому же тогда на пике моды был Владимир Высоцкий. Но у меня не имелось ни малейшего желания стать гитаристом. Мою младшую сестру они потом как раз и отдали учиться игре на фортепиано, а для меня первая «музыкалка» вторым домом так и не стала.
Дом Шуберта
Лишь много позже, во время работы на экскаваторном заводе, занимаясь историей предприятия и всего города Коврова, узнал, что музыкальная школа, куда я, к сожалению, так и не попал, находилась в бывшем доме Оскара Богдановича Шуберта – многолетнего начальника Ковровских железнодорожных мастерских. Биография инженера Шуберта из прежнего прусского города Познани достаточно известна. А вот история появления «дома Шуберта», нынешнее здание № 7 по улице Абельмана, поневоле настраивает на философский лад.
Дом Шуберта
Нередко случается, когда человек длительное время собирается, а потом строит свой дом – свою крепость, а действительность оказывается такова, что дом достается совсем иным владельцам…
Оскар Богданович, которого очень ценило начальство и сильно не любили рабочие – за немецкую методичность и строгость (например, он категорически запрещал курить в цехах и рядом с ними), длительное время из немаленького начальнического жалованья копил на строительство нового дома. Свою мечту господин Шуберт смог реализовать к 1904 году. В госинспекции по охране памятников культурного наследия дом значится построенным в XIX веке, но на ней владелец почему-то прописан лишь по фамилии без инициалов. Двухэтажный кирпичный особняк на главной в ту пору улице Коврова Московской неподалеку от вокзала и железнодорожных мастерских стал одним из красивейших в городе.
Дом Шуберта
Но пожить в новых хоромах его счастливому владельцу довелось очень недолго. После событий революционного 1905 года, когда главными смутьянами в Коврове оказались подчиненные О.Б. Шуберту мастеровые, Оскару Богдановичу пришлось навсегда покинуть город, где он проработал более трех десятков лет. Памятью о нем остался «дом Шуберта», проданный и сданный в аренду Ковровскому общественному собранию под клуб для местной элиты. А также массивный металлический склеп с мраморной статуей скорбящего ангела на Иоанно-Воиновском кладбище, где были похоронены рано умершие дети Оскара Богдановича.
Дальнейшая судьба Шуберта неизвестна, а вот его дом так и остался одним из центров общественной жизни Коврова. В 1916 году его тогдашний владелец И.С. Поселенов сдал здание под Ковровскую учительскую семинарию. Данное учреждение, преобразованное при советской власти в педучилище, оставалось в этих стенах ровно полвека. Вскоре после того, как педучилище закрыли, в бывший дом Шуберта перебралась Ковровская детская музыкальная школа № 1, которая находится там до сих пор. И теперь некоторые, говоря о музыкальной школе в «доме Шуберта», искренне полагают, что это если не сам композитор, то хотя бы его родственник.
Николай ФРОЛОВ

Дом Шуберта

Оставить комментарий