17.07.2018, 08:57

Буксир «Штурвальный» или корабль ПВО Б-18

На рубеже 60-х – 70-х гг. прошлого века для нас, мальчишек, одним из самых экзотических объектов в Коврове был стоявший на приколе на правом берегу Клязьмы неподалеку от моста старый ржавый колесный пароход. Он притягивал нас своим необычным видом. В ту пору такие пароходы уже давно по нашей реке не ходили, да и вообще оказаться на борту подобного раритета было заманчиво.
Буксир «Штурвальный»  или корабль ПВО Б-18

В начале 1970-х на этом пароходе «Ленфильм» снимал несколько эпизодов кинофильма «Красные пчелы» о первых пионерах и их антагонистах скаутах, благодаря чему судно оказалось увековеченным на цветную кинопленку.
Помню, мы приезжали к реке на велосипедах, где бурый от ржавчины с большим креном на правый борт стоял, навсегда замерев, пароход. На кожухах колес ясно можно было различить название «Штурвальный». К тому времени от буксира (а когда-то это был буксир) остался только остов – без штурманской рубки и мачты, с наполовину разломанной надстройкой и сиротливо торчащей дымовой трубой. Пароход уже был сильно разорен и замусорен, его зияющие иллюминаторы затягивала паутина. Наиболее значимые детали, такие как штурвал и колокол, на нем давно отсутствовали. Кинув велики в траву, мы, пацаны, часами играли на «Штурвальном», чувствуя себя почти Колумбами, пусть и речного формата.
Буксир «Штурвальный»  или корабль ПВО Б-18

Тогда мне никто не мог рассказать, что это за пароход, откуда и зачем он попал в Ковров. Лишь позже удалось узнать его историю. Оказалось, что «старый» пароход на самом деле не такой уж и старый. Он «родился» в 1930 году в Нижнем Новгороде, который только в 1932-м был переименован в Горький. Изначально «Штурвальный» строился в качестве речного буксира. При водоизмещении в 160 тонн он имел в длину 42 метра, а в ширину – 14 метров. Осадка всего в 70 сантиметров позволяла проходить даже через мели. Котломашинная паровая энергетическая установка мощностью в 190 лошадиных сил позволяла пароходу развивать скорость в 9,5 узлов (почти 17,6 км в час). Экипаж буксира насчитывал 16 человек.
В Ковров «Штурвальный» попал уже в самом конце войны или даже уже после нее, когда в нашем городе собрались устроить школу юнг. Для практических занятий юных речников туда и пригнали волжский буксир.
Буксир «Штурвальный»  или корабль ПВО Б-18

Однако до того как попасть на Клязьму, «Штурвальный» успел повоевать. 26 мая 1943 года он был мобилизован и включен в состав Волжской военной флотилии сначала в качестве буксира-тральщика Т-332, а 5 августа 43-го переклассифицирован в корабль ПВО под обозначением Б-18. На нем установили вооружение – две универсальные пушки калибра 45-мм и один крупнокалиберный 12,7-мм пулемет. Экипаж получил необходимую подготовку. В этом качестве Б-18 сопровождал караваны барж, на которых проводились воинские перевозки, отбивая атаки немецких самолетов. Лишь в июне 1944 года, когда фронты окончательно ушли далеко на запад, Б-18 вновь превратился в «Штурвальный». Его разоружили и, видимо, вскоре после этого перегнали в Ковров, где бывший тральщик и остался навсегда.
Уже где-то в годы перестройки остатки буксира разрезали и отправили в металлолом. Теперь, когда стало известно, что наш навсегда оставшийся в детстве «Штурвальный» был не просто волжский пароход-трудяга, а боевой корабль Великой Отечественной войны, становится вдвойне грустно от чувства утраты. Новые поколения ковровских мальчишек могли бы не просто приходить на «свой» колесный пароход на Клязьме, но и получили бы еще один необычный памятник – бывший немой свидетель войны.
Николай ФРОЛОВ

Оставить комментарий