Авторизация
 

Когда сроки вышли

Ещё в указе Петра I от 1718 года запрещалась продажа «нездорового харча и мертвечины». Тогда за это было серьёзное наказание: «За первую вину будет бит кнутом, за вторую – сослан на каторгу, за третью учинена будет смертная казнь». Несмотря на это, проблема качества продуктов оставалась живо-трепещущей и в середине XVIII века, и в начале XIX. И, как выяснилось, актуальна по сей день.
Когда сроки вышли


















«Реанимационные цеха»
Сегодня около 50% продуктов, которые можно встретить на прилавках магазинов, – скоропортящиеся. Большая часть из них – это молочная продукция, мясные деликатесы, яйца, хлеб. Чуть меньше овощей и фруктов. И на последнем месте охлаждённые мясо, птица и рыба.
Понятно, что не все удаётся продать до истечения срока годности. А «просрочка» для предпринимателя – это нежелательные убытки. Ведь мало того, что на этом товаре уже не заработать, так ещё и не оправдается стоимость закупки, транспортировки, хранения. Поэтому сейчас владельцы магазинов идут на различные ухищрения, чтобы избежать лишних затрат.
Например, во многих сетевых магазинах от портящихся продуктов избавляются с помощью акций. За день-два до истечения срока годности их продают с хорошей скидкой – порой до 50%. Покупателям выгода, предпринимателям возможность сбагрить «доживающий» товар.
В каких-то магазинах проблему с портящимися продуктами решают путём приготовления готовой еды – салатов, котлет, пирожков, курицы-гриль. А в некоторых торговых точках есть даже так называемые «реанимационные цеха», где из потерявших товарный вид и подлежащих утилизации продуктов делают «новенькие». Вымачивают, отмывают, натирают маслом – и опять на прилавок.
Есть ещё один способ, который особо предприимчивые коммерсанты используют, чтобы продать портящиеся или уже испортившиеся продукты – перештамповка даты изготовления или затирание сроков годности.
Наплевательское отношение торговых предприятий к срокам реализации продуктов подтверждается проверками прокуратуры и Роспотребнадзора. По словам и.о. начальника отдела Роспотребнадзора Ольги Манушиной, за 6 месяцев 2017 года они выявили почти 300 нарушений в части санитарного законодательства и защиты прав потребителей. Составили по данным фактам 102 протокола и наказали виновных почти на 2,5 млн рублей. При этом нарушения выявляются не только в небольших торговых точках, но и в крупных супермаркетах. Конечно, предпринимателей наказывают, иногда приостанавливают работу торговых точек, но что дальше? По современным правилам просроченные продукты должны идти на промпереработку, корм скоту, либо уничтожаться. На деле же цивилизованно торгует одно предприятие из ста.
На халяву и хлорка – творог
Совсем безотходных торговых точек в Коврове нет. Часть просрочки владельцам магазинов всё же приходится утилизировать. Если честно списывать товар, то тут у предпринимателей возникают непреодолимые трудности и неоправданные расходы. Ведь каждый вид отходов требует определенного вида утилизации. «Молочка» – один, овощи, фрукты – другой, мясо – третий. Например, просрочку можно бы реализовать крестьянскому хозяйству. Поехал фургон с простоквашей к свинкам в хлев, и свиньи сыты, и магазин остался не внакладе. Не тут-то было! Для этого необходимо провести платную экспертизу продуктов, срок годности которых истёк, получить разрешение на использование их на корм животным. Нетрудно догадаться, к тому времени, когда искомая справка будет получена, эту простоквашу не станет есть даже свинья. А если продать просроченные продукты не удалось, то списать их с баланса окажется делом разорительным: платить налоги за этот товар придётся, как за проданный.
Конечно, в некоторых договорах о поставке предусматривается обратная отгрузка товара поставщику после окончания сроков реализации. Есть даже определённый процент порчи товара, за который хозяева магазинов не платят. Но чаще «тухляк» всё же приходится утилизировать своими силами.
Раньше некоторые крупные супермаркеты вываливали просроченный товар в контейнеры за магазином. Люди просекли фишку, разузнали, в какое время обычно выкидывают продукты, и начали ходить туда с пакетами. Выстраивались в очередь, а порой чуть ли не дрались за халявную, пусть и не свежую, еду. Среди желающих набрать бесплатную «просрочку» были не только бездомные и неблагополучные ковровчане, но и вполне солидные люди.
Но сейчас такого уже практически нигде не увидишь. Контейнеры по-прежнему есть, а вот доступа к ним уже нет. Хотя желание что-то получить на халяву у ковровчан порой побеждает здравый смысл.
«Перед тем как выбросить отходы в контейнер, мы сначала обливаем их хлоркой. А потом в бак и под замок. Но замки у нас, как правило, висят не больше двух дней. Их постоянно ломают, чтобы своровать из контейнеров «просрочку». Людям наплевать даже на то, что она облита химикатом», – говорит заведующая одного из крупных сетевых магазинов Коврова.
Смотрите в оба
К сожалению, несмотря на различные ухищрения предпринимателей и попытки утилизировать товар с истёкшим сроком годности любым способом, откровенная «просрочка» периодически всё же появляется на прилавках магазинов. Кто-то забыл вовремя убрать, а кто-то специально выложил, надеясь, что какой-нибудь невнимательный покупатель или пенсионер с плохим зрением не заметит срока годности и купит этот товар. В лучшем случае это приведёт к небольшому расстройству желудка, в худшем обернётся серьёзным отравлением.
Избежать такой ситуации может каждый. Достаточно внимательнее следить за сроком годности. Если самостоятельно найти дату не удаётся, не стесняйтесь обратиться за помощью к продавцам. Для пущей уверенности можно попросить у сотрудников магазина показать документы на товар. Если вам отказали, есть повод задуматься – а нужны ли вообще такие продукты?
Обращать внимание следует не только на срок годности, но и на условия хранения товара, на целостность упаковки. Ведь если молоко, на котором стоит вчерашняя дата, вместо холодильника хранили на складе при «плюсовой» температуре, внутри вполне может оказаться «тухляк».
Если вы все же купили по невнимательности «просрочку» и заметили это только дома или увидели товар с истёкшим сроком годности на прилавках магазинов, первым делом обращайтесь в администрацию магазина. Покупку вам должны обменять или вернуть деньги, а товар снять с реализации. Если на вашу претензию не отреагировали, обращайтесь в отдел Роспотребнадзора. И в ситуации разберутся, и внеплановую проверку магазина организуют. И главный совет – сохраняйте чеки.
М. САФРОНОВА
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий