18.07.2017, 10:27

В выходные на рынок ни ногой

Глядя на цены на продуктовых прилавках, диву даешься, с какой скоростью они растут. Хотелось бы узнать с чего? А заодно выяснить, кто у нас в стране занимается ценообразованием, если в магазинах на соседних улицах разница в стоимости товара доходит до 70%? И кто нынче следит за нерадивыми торговцами, что обсчитывают, обвешивают и вводят покупателей в заблуждение?
Цена с потолка
На днях на рыбных прилавках одного из ковровских рынков наткнулась на дешевую мойву – 150 рублей за килограмм, когда на остальных по 220. «Чем, – спрашиваю продавщицу, – она от дорогой мойвы отличается?»
«Размером, – отвечает та. – Три пласта в партии мелкой попались. Зато вся с икрой! Покупай сразу пласт, по 120 отдам. А заберешь всю, еще дешевле будет!»
Интересно, какая у мойвы закупочная цена, если ее дешевле 120 рублей за кило готовы продавать? Неужели больше 100% на нее накручивают? Стою, жду товар, а рядом две продавщицы таких же рыбных отделов переговариваются.
– Лен, ну сколько цену писать будем?
– Давай 270.
– Да ты ЧО! Ее же по всему городу больше нигде нет, только у нас, давай 320! Разберут!
– А не круто с 260 до 320?
– Успокойся, завтра пятница, потом выходные. Не продадим, в понедельник 270 напишем.
Получается, стоимость рыбы на рынке зависит исключительно от аппетитов продавца? На неделе, когда торговля не очень, можно 50% накрутить, а под выходные и получку на предприятиях маржу можно в 100% и больше от закупочной цены определять?
К огромному сожалению, на сегодняшний день государственных органов, регулирующих ценообразование, в стране нет. Россия пошла по пути полного устранения государства от воздействия на цены. «Вето» в ценообразовании наложено на минимальный список товаров: нефть, алмазы, водка, табачные изделия, ряд лекарств, тарифы ЖКХ... На остальные товары и услуги производитель и продавец волен сам устанавливать «планку». Именно поэтому мы то и дело слышим жалобы от производителей продуктов питания о сговоре сетевиков, которые занижают закупочные цены. Именно поэтому заниматься сельским хозяйством у нас в стране невыгодно. Именно поэтому наши пенсионеры, да и часть работающего населения, питаются второсортными продуктами. Самое ужасное, что наказать продавца за взвинчивание цен никто не вправе.
Сами с усами
Но ценообразование – это не единственная сфера торговли, куда не заглядывает око государево. Продавцы товаров с каждым годом получают от него все больше преференций. Например, до 2017 года права потребителей по первому заявлению защищали специалисты Роспотребнадзора. Но после внесения в ФЗ ряда дополнений специалист имеет право заняться проблемой лишь после того, как обманутый потребитель докажет, что предпринял попытку восстановить свои права самостоятельно. Например, продали старушке в магазине тухлые яйца. Она должна написать в адрес продавца претензию, дождаться ответа и только потом, если конфликт не исчерпан, обращаться в отдел по защите прав потребителей. Что-то подсказывает, с такими правилами продавцы почувствуют себя совсем безнаказанными. Сегодня покупатели продуктов питания пребывают в незащищенном положении.
На выдумки хитры
Если с некачественной техникой и прочими дорогими товарами отдел по защите прав потребителей работает продуктивно, то защитить каждого конкретного пенсионера, которого обвесили в магазине или на рынке, сотрудники отдела не могут.
Например, взяли за килограмм, а взвесили 750 грамм. Как быть? Найти контрольные весы, убедиться в обвесе и потребовать продавца исправить ситуацию. Откажется – идти с жалобой в ОЗПП. Заявление обманутого станет основанием для внеплановой проверки торговой точки. Если в ходе нее выявят случаи обвесов, то продавца или магазин накажут рублем. Но вот парадокс, деньги за обвес заявителю никто не вернет. Придет ответ на заявление. Мол, проверили, выявили, наказали. Такие у нас в стране законы.
В последнее время в редакцию поступает много жалоб на торговлю. Так, сетевые магазины частенько вводят покупателей в заблуждение и совершенно безнаказанно. Например, акция на шампунь для волос. На оранжевом ценнике крупно указано название шампуня, и только очень мелким шрифтом, что акция действует только на шампуни для секущихся волос. Полки с акционным товаром размещают выше или ниже уровня глаз, и покупатель с радостью кладет товар в корзину. А на кассе выясняется, что на этот товар акции нет. Многие обнаруживают переплату уже дома. Наказаний за такие «кренделя» не существует.
К сожалению, многих из нас уже не удивляет скорость, с какой растут цены на продукты питания. Люди просто перестают покупать тот или иной продукт. В рационе семей стало меньше рыбы, говядины, фрукты и овощи покупают лишь сезонные.
Казалось бы, Россия – богатейшая страна, но назвать ее развитой язык не поворачивается. Не может правительство развитого государства так наплевательски относиться к своим гражданам.
У. КРАЙНОВА

Оставить комментарий