17.10.2017, 09:34

Эту песню не задушишь, не убьешь!

С 14 октября в Сочи начался Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, главная цель которого – наладить взаимопонимание между представителями разных культур и религий. Это третий фестиваль, проходящий в России. Первый, московский, «за мир и дружбу между народами» был в 1957 году. Среди участников тех давних событий – известные ковровчане: бывший заместитель председателя гор- исполкома по социальным вопросам Раиса Шустрова и член Союза журналистов Карина Якушина. Раиса Григорьевна поделилась воспоминаниями о своей комсомольской юности.
Эту песню не задушишь, не убьешь!
«Нас учили, как вести себя с иностранцами»
Студентка Историко-архивного института Шустрова попала в самую фестивальную гущу: работала непосредственно с молодежными делегациями, съехавшимися со всего мира.
– В начале 57-го года, когда Москва определилась как фестивальный город, от комитетов комсомола вузов, которые готовили историков и знатоков иностранного языка, потребовали предоставить на широкомасштабное мероприятие экскурсоводов и переводчиков. От своего института я была среди 30 избранных. И нас стали усиленно готовить. Сначала московские экскурсоводы и наши преподаватели провели 40-часовой курс, в основном по истории Москвы, меньше – по этике и поведению в общественных местах, например, в ресторане. Потом возили нас по заданному маршруту от ВДНХ до Воробьевых гор и последним этапом устраивали экзамен.
Что примечательно, ответственный за группу, где была Раиса Шустрова, инструктировал молодежь, как себя вести с иностранцами, о чем говорить, как отвечать на расхожие вопросы. Однако, кроме него, никто больше не подковывал студентов «по политической части», и «ответственные товарищи» не следили потом за общением юных экскурсоводов с гостями. Ни с представителями союзных республик-сестер, ни с африканцами, индийцами, монголами и прочими. Как уверенно говорит Раиса Григорьевна, 57-й год в преддверии Всемирного фестиваля был в СССР не подозрительным и осторожным, а восторженным и радостным. Во всяком случае, в столице.
Не ударить в грязь лицом
В стране дефицит на многие продукты и товары. В Москве было все. Там, особенно на маршрутах, где появятся гости, идеальные чистота и порядок. Украшают столицу многочисленные растяжки, плакаты с лозунгами и фестивальной символикой – голубем мира и цветком. Практически все выполнено на ткани, бумаге и картоне, но тем не менее радует глаз. И вся Москва в ромашках. Даже юбочки девушки с ромашками себе пошили. У Раисы Шустровой была такая... Дольше всего потом в стране продержались значки с цветком, где серединка – земной шар, а лепестки – пять континентов.
– Понятно, ни о каком терроризме тогда знать не знали. Но меры безопасности были приняты. Милицию усилили отряды добровольных дружинников от предприятий, организаций, учебных заведений. В парках дежурили круглосуточно, в определенное время шли по ним цепью – прочесывали.
Говорят, перед фестивалем всех неугодных высылали из Москвы за 101-й километр. Не знаю, не была свидетелем. Поскольку жила в самом центре, видела только, что с улицы Горького (ныне Тверская) и от гостиницы «Метрополь» вдруг пропали все девицы легкого поведения.
Сорок тысяч белых голубей
Специально к фестивалю построили в районе ВДНХ пятиэтажки-гостиницы, основная масса иностранцев жила там. В «Метрополе», «Национале», «Москве» поселилась элита: члены правительств, руководство делегаций. Гостями фестиваля стали 34000 человек из 131 страны мира. Плюс делегации из российской глубинки. И всех надо было обеспечить транспортом, чтобы с Москвой познакомить, на многочисленные мероприятия вывозить. Именно тогда в столице впервые появились венгерские автобусы «Икарус», были выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга» и первый «рафик» под названием «Фестиваль». А вечерами многоязычная молодежь толпами гуляла по Москве. Яркие наряды, всеобщее веселье...
Особенно поразил Раису Григорьевну первый фестивальный день, когда Москва «ехала и шла» на открытие в Лужники. Людские потоки тянулись и тянулись. Сияли молодые лица. Всех объединяла общая идея дружбы и любви. Зрелище невероятное, и ощущения невероятные. Потом на трибунах стадиона девять тысяч юношей и девушек, держа в руках меняющиеся и переливающиеся краски, выстраивали лозунги и узоры. Сорок тысяч белых голубей дружно взлетели в небо.
Интернационал
На две недели для Раисы Шустровой наступили насыщенные трудовые дни. С утра до вечера она работала экскурсоводом.
– Запомнилось мне, как водила по Москве делегацию английских шахтеров. Молодые люди были серьезными и очень любознательными, много разных вопросов задавали о том, как живет наша молодежь, где проводит свободное время, на какие мероприятия и концерты ходит.
С индийскими товарищами мы попали на Красной площади под летний, но холодный ливень. Нам-то, местным, ничего. А южные девушки в легких сари и босоножках замерзли до дрожи. В автобусе отогревались и идти никуда уже не хотели.
Глядя на иностранных гостей, мы многому удивлялись, но принимали их, как своих, без предубеждения. Ведь все были воспитаны на интернационализме. Рефреном звучал в мозгу гимн демократической молодежи «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем...». Многие из нынешних молодых не верят документальным и художественным фильмам, снятым в ту пору. Считают их чересчур восторженными, переполненными мажорными песнями и наигранными аплодисментами. Зря.
По информации из ковровского отдела по молодежной политике, семье и детству, на молодежный фестиваль 2017 года из нашего города отправились 12 человек. Преимущественно от КГТА, а также от КПГК, ВНИИ «Сигнал» и КМЗ. Позже мы обязательно расспросим их, как это было.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий