31.10.2017, 10:03

Жертва 37-го года

В нынешнем году исполняется 80 лет печально известным массовым репрессиям 1937 года, когда по надуманным обвинениям были безвинно осуждены и погибли миллионы советских людей. Среди жертв того страшного года оказался и высокопоставленный сотрудник НКВД Федор Яфедов – человек с темной биографией, благодаря талантам которого Ковров надолго стал одним из центров экскаваторостроения в СССР.
Жертва 37-го года






















Первый паровой экскаватор на железнодорожном ходу «Ковровец» с ковшом в 2,5 кубометра, собранный к апрелю 1931 года в Ковровском ремонтном заводе Наркомата путей сообщения, фактически представлял собой несколько измененную копию машины «Путиловец», выпускавшейся в Петрограде до 1917-го. Создавался он исключительно благодаря энтузиазму строителей. «Нет преград, которые нельзя побороть большевистским напором. Делали все, чуть ли не голыми руками, все-таки победили...», – так писали об эпопее проектирования и постройки экскаватора. Не случайно, что «Ковровец» №2 удалось выпустить лишь полгода спустя, в октябре 31-го года.
Возможности новых экскаваторов получили высокую оценку строителей. «Ковровец» №1 был направлен на ударную стройку – «Беломорканал», который создавался в основном трудом заключенных печально известного ГУЛАГа при помощи тачек и лопат. Мощная землеройная машина позволила значительно увеличить темпы строительства. Однако для столь грандиозного объекта требовались десятки и сотни экскаваторов, но говорить об их серийном выпуске в Коврове пока было нельзя. Директор завода, объявленного экскаваторным, Михаил Черняк, выдвиженец из рабочих-большевиков, не мог, да и не имел возможности организовать массовое производство новой техники.
Жертва 37-го года
И тогда всесильное в ту пору ОГПУ решило взять перспективное предприятие под свое крыло, тем более что началась новая ударная стройка канала Москва-Волга, который тоже сооружался руками зеков. Для ускорения работ землеройная техника требовалась как воздух.
В декабре 1933 года на Ковровском экскаваторном завода появился новый директор – 36-летний Федор Яфедов. Вероятно, в спецархивах ФСБ до сих пор хранится личное дело этого человека, но в открытых источниках сведений о нем имеется немного.
Яфедов родился в 1897 году в Одессе в еврейской семье. В царское время он успел получить несколько судимостей, но не в качестве революционера. После Гражданской войны оказался в рядах большевиков, выдавая себя за «жертву» «царского режима». Обладая незаурядными способностями, Яфедов вскоре стал сотрудником ОГПУ, где водил дружбу с начальником административно-хозяйственного управления этого силового ведомства (с 1934 года – НКВД) Иосифом Островским, ведавшим бытом всей советской номенклатуры и являвшимся ближайшим соратником наркома госбезопасности Генриха Ягоды.
Жертва 37-го годаРасторопный и общительный одессит зарекомендовал себя отличным организатором, поэтому его и отправили в Ковров с задачей резко ускорить выпуск экскаваторов для строительства канала Москва-Волга. В помощь Яфедову были прикомандированы несколько десятков сотрудников ОГПУ, которые на заводе заняли посты дублеров-«кураторов» руководителей цехов и отделов. Кроме того, на Ковровский экскаваторный завод прибыла «временная командировка Дмитлага» (Дмитровского ИТЛ) из 464 заключенных, которых предписывалось использовать в качестве «валовой рабсилы», а также 105 курсантов – будущих машинистов экскаваторов, в том числе из зеков, досрочно освобожденных за ударную работу. Позже эта спецкомандировка была переименована в отдельный ковровский отряд Дмитлага.
Благодаря энергии директора Яфедова, на заводе была установлена железная дисциплина, рабочий день у зеков продолжался 10 часов, порой столько же вынужденно трудились и вольнонаемные сотрудники. За малейший проступок рабочие могли отправиться в тот же ГУЛАГ. Каждую операцию жестко контролировали сотрудники ОГПУ-НКВД. Результат не замедлил сказаться. К концу 1934 года было изготовлено 177 «Ковровцев» и начат выпуск новых паровых полууниверсальных полноповоротных гусеничных экскаваторов ППГ-1,5 с ковшом емкостью 1,5 кубометра.
В 1935-м Ковровский экскаваторный завод выполнил годовой план по поставке экскаваторов «Мосволгострою» еще во второй декаде июня. Всего на строительство канала «Москва-Волга» в январе-июне было поставлено 135 землеройных машин. За это достижение Ф. Яфедов приказом наркома НКВД Г. Ягоды был награжден легковым автомобилем «Форд» – по тем временам поистине царский подарок! Нарком отмечал в своем приказе, что «каждый работающий экскаватор освобождает 350 каналоармейцев-тачечников от тяжелого труда». 26 июня 1935 года Федор Яфедов был назначен заместителем начальника «Мосволгостроя» и начальником экскаваторного отдела строительства с оставлением в должности начальника Ковровского экскаваторного завода.
Жертва 37-го года
































22 июля того же года Яфедов получил еще одну руководящую должность по совместительству: стал начальником строительства сразу двух московских аэродромов. Как одновременно один и тот же человек успевал руководить большим заводом в Коврове, огромной стройкой под Москвой (там только заключенных трудилось около 90 тысяч человек) и строительством аэродрома почти в самой Москве, можно лишь догадываться. Но канал, и аэродромы закончили в 1937 году.
Однако к тому времени Федор Яфедов уже получил новое назначение – заместителем директора Лианозовского вагоноремонтного завода в Москве (ныне ОАО «Лианозовский Электромеханический Завод»). Этот перевод оказался началом конца. 28 марта 1937 года был арестован снятый с поста наркома НКВД Генрих Ягода и вслед затем начались аресты его ставленников. Вскоре пришел черед Яфедова. 2 мая 37-го он был арестован сотрудниками НКВД. Следствие по делу бывшего чекиста и организатора массового производства советских экскаваторов длилось недолго. В августе он был осужден Комиссией НКВД СССР, Прокурора СССР и председателя Военной коллегии Верховного суда СССР в качестве «врага народа» за шпионаж и приговорен к высшей мере наказания. 21 августа 1937 года 40-летний Федор Яковлевич Яфедов был расстрелян.
6 февраля 1958 года определением Военного трибунала Московского военного округа Ф.Я. Яфедов был реабилитирован за отсутствием состава преступления. Его следственное дело хранится в Центральном архиве ФСБ России, а расстрельный список из 38 человек, казненных 21 августа 1937 года – в Архиве Президента РФ.
Николай ФРОЛОВ

Оставить комментарий