14.11.2017, 10:44

Дом, где умирают надежды

Запах человеческих испражнений – первое, с чем сталкивается человек, решивший посетить объект культурного наследия регионального значения и по совместительству жилой дом на ул. Социалистической, 10. 4-этажный дом-коммуна коридорного типа на 90 квартир был построен в 1930 году. Общая кухня, ванная и туалет. Почти за 90 лет не самой хорошей эксплуатации дом изрядно «износился».
Дом,  где умирают надежды
В гости к разрухе
При входе в помещение трудно поверить, что здесь еще живут люди. В парадной стоит жуткая вонь. Входные двери не закрываются, и маргиналы используют ее в качестве уборной. Во время дождей вода с балконов стекает по стенам, от чего едкий запах становится еще насыщенней. Со стен и потолка свисают клочья паутины и куски старой проводки, дыры в лестничных маршах заложены картонками.
Правое крыло четвертого этажа встречает обугленными стенами и потолком. Тут в 2013 году произошел серьезный пожар. Запах гари за годы выветрился, а вот оштукатурить и покрасить стены и потолки так никто и не удосужился. Дверь в помещение ванной комнаты, что одна на целое крыло, уже несколько лет заколочена. Туалет хоть и действующий, то и дело выходит из строя по причине ветхих сетей канализации. Дверь в кухню с единственной рабочей плитой жители запирают на замок. Если кто на кухне нахулиганит, готовить придется на электрических плитках в комнатах. А это дорого и опасно – проводка в помещении не выдерживает критики.
Во всем этом «великолепии» живут люди. Вернее, существуют. Для большинства из них комнаты в доме-коммуне – единственное жилье. Многие, кто обходит этот дом стороной, считают, что его постояльцы сплошь маргиналы. Мол, в наше время денег на нормальную однушку в старом фонде найти можно. Мнение отчасти ошибочно. Вот пенсионерка, которая продала квартиру, чтобы выплатить бывшему зятю его долю в совместно нажитом с дочерью жилье – чтоб внуки на улице не остались. На остатки средств купила себе «угол» там, где жилые метры оказались самыми дешевыми. Вот мать-одиночка, после смерти супруга переехавшая из деревни с маленькой дочкой на руках. Все деньги семьи ушли на его лечение. Средств от продажи дома хватило только на квартиру на Социалистической, 10. Зарплаты хватает на одежду, учебу, репетиторов, копить на новое жилье не получается. Хотя и любителей легкой и разгульной жизни в доме предостаточно. Но их коммунальные проблемы не интересуют.
Дом,  где умирают надежды
Безнадега
На вопрос о том, как им живется, постояльцы рассказывают очень грустную историю. Вот уже два года, как у дома нет управляющей компании. Да и те, что управляли домом раньше, кроме экстренных работ, вроде прочистки канализации, ничего не делали. В 2013 году случился пожар в крыле 4 этажа. После него электропроводку жители восстанавливали за свой счет. Давным-давно из строя вышла общая ванная, ремонтировать ее некому, и жильцы моются кто где. В 2016 году произошел пожар на чердаке. При тушении пролили почти все квартиры 4 этажа. И снова жители остались один на один с проблемой. Разобраться в платежках, которые оплачивают всего около 20% собственников, не получается. Данные по площадям помещений разнятся и проверить их негде.
До 2017 года огромные счета им выставляли за МОП по электроэнергии. И это при том, что в коридорах каждого этажа не больше двух лампочек. Нет УК, нет и паспортиста. Получить адресную справку с места прописки – целое дело для жителей дома. А недавно узнали, что и почта дом не обслуживает – за корреспонденцией кому надо в ближайшее отделение ходят.
Счета за капитальный ремонт ответственные собственники оплачивают, но самого ремонта еще не видели. Дом стоял в плане на 2015 год на замену крыши, после пожара она сильно пострадала. Но потом выяснилось, что статус культурного наследия требует и работников специально обученных, и материалов «под старину». Этим летом администрация сообщила, что в рамках капремонта в доме будут менять проводку. Но сами жители понимают, что вместе с ней надо штукатурить и красить стены, менять сгнившие полы и прогнившие канализационные трубы, систему отопления и водоснабжения.
Дом,  где умирают надеждыЧудес не дождетесь
Собственники, что исправно оплачивают коммунальные счета, понимают, что при общих долгах дома им не только текущего ремонта не видать, им и управляющей компании для себя не найти. Администрация города неоднократно выставляла его на конкурс, но желающих управлять культурным наследием с «дырами» и долгами нет. Единственное, на что способны в мэрии, требовать от частных УК проводить те или иные работы на доме за «спасибо». Но с каждым днем коммунальных «робин гудов» становится все меньше.
А тут еще из инспекции по охране объектов культурного наследия стали странные письма приходить. Мол, содержание таких объектов возложено на собственников. Мол, надо бы вам табличку с номером дома и названием улицы на фасад повесить. Проект за свой счет закажите, нам на согласование пришлите, потом табличку закажете.
Судя по состоянию дома, его пора признавать аварийным и расселять. Как аналогичный дом-коммуну на Октябрьской, 15. Но статус культурного наследия связывает местным властям руки. Ни аварийным дом не признаешь, ни в программу переселения не включишь. Собственникам квартир в нем обидно до слез – чем они хуже собственников с Октябрьской, 15?
У. КРАЙНОВА

Оставить комментарий