28.11.2017, 11:12

Часовые Родины

Охрана государственной границы стала главным делом нескольких поколений семьи Литвиновых с 1941 года и до сегодняшнего дня. О временах былых и нынешних, о вечных ценностях и о солдатском долге рассказывает глава семьи – ковровчанин Валентин Алексеевич Литвинов.
Часовые Родины
«Родился я в обычной крестьянской семье, которая только-только стала обживаться в городе. Когда началась Великая Отечественная война и папу забрали на фронт, мне было полтора годика. В июне 41-го из мужчин, которые имели за плечами службу в армии, в срочном порядке сформировали полк и послали его на подмогу защитникам Брестской крепости. Так мой отец стал пограничником, среди первых принявшим немецкий удар. Правда, всего на несколько дней...
В страшной брестской мясорубке тела погибших никто не считал, фашисты буквально прошли по ним. Поэтому в 1943 году мы получили извещение – солдат Алексей Литвинов пропал без вести. И лишь в 1945-м пришла похоронка – погиб при защите Брестской крепости. Прочитав похоронку, мама упала в обморок. С того момента я четко помню свою жизнь. И тогда твердо решил – буду пограничником».
Часовые Родины
Диверсанты
Отказавшись от предложенной отсрочки от армии, юный Валентин Литвинов просил в военкомате отправить его в пограничные войска. Ему пошли навстречу. Так он оказался на заставе Баршор, на границе между Таджикистаном и Афганистаном, в 66-м кавалерийском пограничном отряде. Научился скакать на коне, прошел курсы пулеметчиков – освоил пулемет Дегтярева.
Был 1960 год. Во время одного из пограничных нарядов солдат Литвинов и ефрейтор Жуков обнаружили пятерых нарушителей государственной границы. Двадцать минут пограничники держали оборону. Наши с карабинами, враги – с автоматами. Эти двадцать минут изменили всю дальнейшую жизнь Валентина Алексеевича.
«Охраняемый нами участок границы приблизительно в 5 километров проходил по реке Пяндж. Чуть брезжил рассвет, ночной дозор уже заканчивался. Лошади наши, как собачки. Они не только чувствуют посторонних, но и научены предупреждать хозяина об опасности. Вот и в этот раз они как по команде прижали уши и повернули головы в сторону подозрительного шума. Мы тут же укрыли лошадей за скалой...».
Подробностей того давнего события Валентин Алексеевич не раскрыл, потому что не разрешается. Про то, чьи были диверсанты и какую задачу выполняли, тоже промолчал. Рассказал лишь, что с погранзаставы прибыло подкрепление, задача не допустить безнаказанного нарушения государственной границы была успешно решена.
Литвинова и Жукова как участников задержания наградили и предложили пойти в военное училище. Жуков дослужил срочную и уехал домой в Луганск. А Литвинов с удовольствием согласился.
Часовые Родины
Солдат, комсомолец, человек
В 60-м году Алма-Атинское кавалерийское училище преобразовалось в Высшее пограничное командное училище. Именно туда поступил Валентин Литвинов. Как будущий офицер изучал военную психологию и педагогику, высшую математику, ядерную физику, химию, как положено, марксистко-ленинскую философию. Был заместителем секретаря комитета комсомола училища. По окончании получил диплом с отличием и право выбора места службы.
Товарищи советовали служить в Сочи, на морской границе с Турцией. Но он вернулся замполитом на Баршор. Дальше жизнь напоминала калейдоскоп, как, впрочем, у многих военных. К тому же Валентин был активистом по комсомольской линии. Бросала жизнь и в Алма-Ату, и в Читу, и в Москву, где окончил Военно-политическую академию им. Ленина. В 1974 году избрали Валентина Литвинова делегатом 17 съезда комсомола от Забайкальского пограничного округа.
«На съезде встретился я с товарищем по училищу Виталием Бубениным. Бубенин был в пограничном военном училище на курс младше меня. Так вышло, закрутил он роман с дочерью офицера. Оказался под угрозой исключения из комсомола. А исключенный не может быть офицером. Отстоял я его. Потом на службе в Дальневосточном пограничном округе в 69-м году Виталий отличился в боевых действиях на острове Даманский. С китайцами тогда была серьезная стычка. Ему присвоили звание Героя Советского Союза».
До сих пор Валентин Алексеевич под впечатлением того давнего съезда. Запомнилось общение с Брежневым и Андроповым, проводы первого молодежного отряда на БАМ с площади трех вокзалов и особенно замечательные люди, с которыми он провел незабываемую неделю.
А потом Литвинов проехал все погранзаставы Забайкальского пограничного округа, где как делегат встречался с личным составом и рассказывал о съезде. Около года был в командировках...
Часовые РодиныТри поколения на страже границ
Валентин Алексеевич заканчивал свою военную карьеру преподавателем в родном погранучилище, куда перевелся по состоянию здоровья. В девяностые подполковник запаса переехал в Ковров. Чрезвычайно рад, что проведет остаток жизни в городе воинской славы. Поскольку сидеть без дела не умел, стал школьным военруком. За 23 года его работы в 5-й школе более семидесяти его воспитанников поступили в военные академии и училища.
Его дети и внуки тоже выбрали воинскую службу. Сын Алексей после погранучилища сначала служил на границе в Казахстане, потом был назначен начальником погранзаставы в Никеле, потом преподавал в академии федеральной пограничной службы. Полковник, кандидат военных наук.
Дочь Светлана была военным переводчиком во время событий в Чечне. Сейчас служит старшим прапорщиком на Ставрополье. Ее муж – участник двух чеченских войн в должности начальника штаба погранотряда особого назначения.
У Валентина Алексеевича Литвинова две внучки и два внука – Антон и Павел. Оба после погранучилища 5 лет служили по контракту в Чечне. Сейчас Антон начальник отделения разведывательно-аналитической работы федеральной погранслужбы в Кабардино-Балкарии, Павел – начальник погранзаставы на границе с Украиной. Внучка Мария служит в ФСБ РФ в звании лейтенанта, военный переводчик.
Патриотизм – чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за страну, считает Валентин Алексеевич. Его семья всегда была в ответе за защиту Отечества.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий