13.02.2018, 10:30

Мотобол: Ты помнишь, как все начиналось-2?

В преддверии чемпионата Европы мы продолжаем публикацию материалов, посвященных 45-летию мотобола в Коврове. Первым, кто откликнулся на наш призыв поделиться воспоминаниями, стал ветеран завода им. Дегтярева Борис Тимофеевич Уткин, бывший начальник бюро испытаний мотобольных мотоциклов.
Мотобол: Ты помнишь, как все начиналось-2?
«Развитие технических видов спорта в нашем городе, конечно же, не случайно», – отметил Борис Тимофеевич. Очевидно, что мотоспорт был своего рода рекламой продукции завода им. Дегтярева, работающей для привлечения покупателей. Да и с практической стороны тоже полезно: спортивные мотоциклы выдерживают огромную нагрузку. Значит, не сломаются и на дороге.
По убеждению Бориса Уткина, одну из главных ролей в зарождении и развитии мотобола в Коврове играл тогдашний коммерческий директор завода Александр Яловенко. В том, что Александр Фокич всерьез «заболел» мотоболом, мы согласны с Борисом Тимофеевичем целиком и полностью. В свое время мне довелось часто общаться с Яловенко.
Александр Фокич в 1971 году отправил ковровскую делегацию на Кубок Европы по мотоболу в Элисту. Мы ведь тогда еще смутно себе представляли, что такое мотобол. Он больше на югах развивался, в Ставрополье и Краснодарском крае.
Понравились мне элистинские мотоболисты, технически грамотные ребята. Как говорится – сручные. Ведь еще до этой поездки мы уже начали готовить мотоциклы для мотобола. Пять машин переделали, приезжал в Ковров и помогал нам в этом Валерий Нифантьев, бессменный главный тренер видновского «Металлурга».
Мотобол: Ты помнишь, как все начиналось-2?
«Что такое мотобол? По сути – тот же футбол, только на мотоцикле. И здесь 50% – мастерство спортсмена и 50% – надежный и удобный мотоцикл. В мотобол в СССР играли, но выпуск специальных мотобольных мотоциклов налажен не был, – продолжает Борис Тимофеевич. – Спортсмены выступали на полусамодельных машинах. Позже выпуск мотобольных мотоциклов в Коврове был освоен, а мотоболисты команды «Ковровец» работали испытателями бюро испытаний спортивных мотоциклов завода».
Тогда же, в начале 70-х, началось и строительство мотодрома. О том, как его строили, Борис Тимофеевич по истечении почти полувека рассказывал с большой долей юмора. Конечно, здесь опять же большую роль сыграли авторитет и связи Александра Яловенко. «Поступил приказ построить мотодром – начали строить. Денег на это строительство предусмотрено не было. Изворачивались как могли. Технику и стройматериалы добывали разными путями. Нужен был экскаватор, так мы на КЭЗе его выпросили, был там у них бэушный. В ход шло все: блоки, плиты, сваи, и общими усилиями мотодром почти построили», – рассказывает Борис Уткин.
Большой вклад в становление и успех ковровского мотобола внес Виктор Иванович Кондратенко. Хотя и поработал он старшим тренером «Ковровца» только в 1976-1977 годах. «Заслуга Кондратенко в том, что он Царева из ворот вытащил и ребят строго держал», – отметил Борис Тимофеевич.
Мотобол: Ты помнишь, как все начиналось-2?Наверное, не все знают, что прославленный мэтр Александр Царев начинал свой путь в мотоболе вратарем, и если бы не это решение Кондратенко, неизвестно, как могла бы сложиться спортивная карьера Александра Ивановича.
Борис Тимофеевич много рассказывал о спортсменах-мотоболистах, механиках и тренерах команды – и ныне живущих, и тех, кого уже нет с нами. На мой прямой вопрос о том, какую роль он играл сам, только рассмеялся: «А я был дядькой. В тренировочный процесс я не вмешивался, моей задачей было создание условий для тренировок, обеспечение команды ГСМ и доставка мотоциклов на ремонт в заводской цех, если нужно было. В выездных соревнованиях ребят нужно разместить, накормить и т.д. Дядька, одним словом».
Кира ЛЕТОВА

P.S. Мы благодарим Олега Лебедева за уточнение. В прошлой публикации мы не указали еще двоих игроков мотобольной команды 1973 года: Бориса Бесшапошникова и автора самого первого гола «Ковровца» Николая Алексеева.

Оставить комментарий