20.02.2018, 10:36

Век живи, век учись

Помнится, когда распался Советский Союз, ярому остракизму подвергались все явления и традиции, сопровождавшие социалистический строй. Пионерия и комсомол, однопартийная система, вмешательство коллектива в личную жизнь, отсутствие права на частную собственность, государственное регулирование экономики, институт прописки, преследование тунеядцев – всё смешали в кучу и избавились от всего и разом. Спустя годы начали задумываться, а не выплеснули ли с водой и ребёнка?

Поэтому всё чаще возникают попытки реанимировать то одно, то другое из отвергнутого наследия. Так случилось и с системой наставничества, которая сегодня в той или иной степени сохранилась и работает на многих предприятиях. В январе первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко объявил о старте конкурса «Лучшие практики наставничества». Конкурс проводило Агентство стратегических инициатив; от носителей практик наставничества было получено более 4 тысяч заявок со всей России.
Итоги подвели 14 февраля на форуме «Наставник», который состоялся на ВДНХ. Лучших (по три призовых места) определяли по номинациям: в производстве, в бизнесе и предпринимательстве, в социальной сфере, в образовании и кружковой работе, а также в номинации с говорящим названием «Дети учат детей». Гран-при «Наставник года» получил командир учебно-лётного отряда Аэрофлота Николай Изосимов, выпустивший несколько поколений молодых профессионалов. Все лауреаты получили премии от 100 до 300 тысяч рублей. Планируется издать атлас самых успешных проектов – чтобы их могли изучить и внедрить у себя все территории. География победителей – от Москвы до Ханты-Мансийского АО. Владимирской области среди них, увы, нет.
Организаторы говорят, что цель и конкурса, и форума – широкое развёртывание движения наставничества и тиражирование его практик по стране, а также повышение социального статуса наставника, его роли и места в обществе.
«Никакие знания и навыки не передаются иначе, как от человека к человеку, – презентуя конкурс, заявил Сергей Кириенко. – За каждым успешным человеком в любой сфере деятельности всегда есть наставник». И припомнил советские годы, когда система наставничества была очень хорошо отработана. (Впрочем, сама идея – не изобретение страны Советов: в царской России новичка, пришедшего в любую мастерскую или лавочку, тоже сперва обучали азам профессии более опытные товарищи).
Изобретаем велосипед?
Небольшой опрос показал, что на многих предприятиях не стали ждать кивка сверху и поступили в соответствии со здравым смыслом и потребностями производства. Например, в «Асконе» методика наставничества выстроена уже давно. Как только молодой рабочий приходит на производство, к нему прикрепляется опытный сотрудник до конца срока стажировки. Плюс есть мастера производственного обучения, которые знакомят с тонкостями технологии и всегда готовы подсказать, если у новичка что-то не получается. Похожая система есть и в некоторых офисных подразделениях, особенно тех, которые напрямую занимаются продажами.
Ещё дольше стройная и продуманная система адаптации действует на заводе им. Дегтярёва. Суть примерно такая же. К тому же в каждом подразделении действуют советы молодёжи, которые объединяет общезаводской Совет молодых специалистов, и они тоже ведут большую работу по вхождению новых сотрудников в работу и в коллектив.
Не отстают и организации социальной сферы. Главврач 2-й горбольницы Антон Зинченко рассказал, что в учреждении положение о наставничестве принято более года назад, но на практике система работает уже давно. У каждого нового сотрудника, как молодого специалиста, так и прибывшего из другого медучреждения, есть куратор, который помогает ему адаптироваться и вникнуть во все тонкости. Похожее положение есть и в 21-й школе; её директор Ирина Иголкина пояснила: «К молодому учителю прикрепляется куратор, который «ведёт» подопечного два года. И, насколько я знакома с опытом других ковровских школ, такая система есть и у них, и в детских садах тоже. Кроме того, у нас и в городе, и в области работает Школа молодого специалиста, где молодым учителям помогают: например, в городском методическом кабинете для них часто устраивают семинары, консультации».
В каждом коллективе свои меры и условия поощрения наставников: чаще всего это денежная премия по результатам «приживаемости» подопечного. И, конечно, всеобщее уважение – ведь для такой работы нужно не только быть мастером своего дела, но и обладать определённым талантом, уметь найти подход к человеку.
Так что у ковровских наставников есть практики и опыт, которыми они могли бы поделиться, заявись они на объявленный конкурс «Лучших практик наставничества».
О. АБРАМОВА

Оставить комментарий